Навигация
Светя другим, сгораю сам.
Николас ван Тюльп
Родился Юрий Павлович Герман в 1910 году в Риге в семье военнослужащего. Его мать работала в гимназии учительницей русского языка. «Четырех лет от роду я попал на войну. Отец был офицером, мать пошла за ним сестрой милосердия. В артиллерийском дивизионе – среди солдат, пушек, коней – прошло моё детство», — рассказывал писатель о необычных обстоятельствах детских лет своей жизни. После гражданской войны семья жила в Курске, затем во Льгове и Дмитриеве.
Еще в школьные годы началось увлечение Германа литературой: «Лучшая пора жизни – юность и молодость – прошла в Курске. Тут я начал писать, тут начал печататься».
Затем он увлекся театром, стал работать суфлером, даже играл маленькие роли. На материале о жизни комсомольской ячейки 17-летним автором был написан и первый роман – «Рафаэль из парикмахерской». Местом действия в романе был небольшой городок, а героями – комсомольцы, боровшиеся с мещанами за новый быт, новые нравы.
С 1929 года Юрий Герман жил в Ленинграде, работал на Металлическом заводе, некоторое время учился в техникуме сценических искусств.
С первых шагов в литературе он был смел и широк в выборе сюжетов и героев. Значительным событием, во многом определившим весь дальнейший путь Германа, оказалась его встреча с А. М. Горьким. Им был одобрен новый роман молодого писателя – «Вступление». О Юрии Германе и его книге заговорили.
Будущий классик советской прозы вдохновлялся жизнью простых людей, работающих на фабриках и заводах; медицинских работников, инженеров и милиционеров. Именно в середине 30-х годов он взял себе в постоянные спутники людей двух профессий — врачей и чекистов. Почти одновременно вышли его рассказы о выдающемся революционере Феликсе Эдмундовиче Дзержинском и о замечательном русском враче Николае Ивановиче Пирогове.
В 1934 году он пишет роман «Наши знакомые», затем повести «Лапшин» и «Алексей Жмакин», переработанные впоследствии в роман «Один год».
Великая Отечественная война так же, как и сотни других писателей, оторвала его от письменного стола. Всю войну он прослужил на севере, был военным корреспондентом. За годы войны написал несколько повестей («Би хэппи!», «Аттестат», «Студеное море», «Далеко на Севере») и пьес («За здоровье того, кто в пути», «Белое море»). После войны тема Русского Севера продолжала волновать Германа. Это нашло отражение в другом крупном произведении — романе-эпопее «Россия Молодая», повествующем о событиях эпохи Петра I. В романе через события жизни двух главных героев — Ивана Рябцева и Селиверста Иевлева — изображен уклад жизни и быт людей того времени. В 1982 году по роману режиссером Ильей Гуриным был снят одноименный многосерийный художественный фильм.
Одновременно с работой над исторической темой шел процесс осмысления событий войны и послевоенных лет. С конца 40-х годов в творчестве Германа начинается этап глубокого интереса к современному герою — человеку особого склада, способного мыслить в масштабах общества, государства, человечества. Работа и быт медиков на фронте подробно изображены писателем на примере врача Левина – героя повести «Подполковник медицинской службы». Но испытание, перед которым автор ставит героя, не связано с войной: Левин узнает, что неизлечимо болен. О том, как решает он один из самых трудных, вечных вопросов, и написана повесть.
«Делом, творимым на земле, определяем мы качество человека, а не должностью его. Нет и не может быть в нашей стране «маленьких людей» — так считает мой современник», — утверждал писатель. Именно о таком человеке, враче-хирурге Владимире Устименко, с его непростой судьбой, рассказывает трилогия Юрия Германа: «Дело, которому ты служишь», «Дорогой мой человек», «Я отвечаю за всё», которая создавалась более 15-и лет.
Главная идея произведения, которую стремится донести до читателей автор, заключается в том, что каждый человек несет личную ответственность за происходящее с ним, вокруг него и во всем мире.
Герман обращался к читателю не только через страницы романов. В статьях последних лет, докладах, выступлениях он стремился как можно полнее выразить свой символ веры, определить свои взгляды на жизнь. В его архиве сохранилось огромное количество писем, на которые писатель не только отвечал советом, но и помогал делом, активно вмешиваясь в человеческую судьбу: «Если ты нужен обществу до последнего дыхания, — вот это и есть жизнь…».
По сценариям Юрия Германа сняты такие фильмы как «Дорогой мой человек», «Дай лапу, Друг», «Верьте мне, люди», «Дело Румянцева» и другие.
Писателя не стало 17 января 1967 года. В некрологе, посвященном его памяти, говорилось: «Это был человек, созданный для неуемной жизни. Остроумный собеседник. Страстный книгочей. Он умел целиком отдаваться работе. Увлекаться ею до самозабвения». Его книги и герои и есть прямое подтверждение духа того времени, в котором жил и работал писатель.
Вновь перечитать произведения Юрия Германа, а также познакомиться с материалами о его жизни и творчестве вы сможете, взяв книги в нашей библиотеке.
Материал подготовила ведущий библиотекарь
отдела использования единого фонда
Вдовина Ольга Владимировна