Навигация
Хочу поделиться впечатлением от книги Людмилы Богдановой о Владимире Басове, которая вышла в 2014 году.
Владимир Басов – каждый, кто слышит это имя, представляет себе своего Басова. В памяти всплывают роли, фильмы, цитаты…
У меня до прочтения книги имя Басова ассоциировалось с Дуремаром, который выловил всех пиявок из пруда черепахи Тортиллы, а ещё с маклером из фильма «По семейным обстоятельствам».
Книга стала для меня настоящим открытием Басова. Как оказалось, Владимир Павлович – личность гениальная, человек грандиозного масштаба. Как говорит автор в предисловии, написать книгу о Басове – это объять необъятное, и к тому же не все, кто знал актёра и мог рассказать о нём, нашли возможность сделать это. Сам Владимир Басов, к сожалению, так и не написал свои мемуары – не успел. Слишком короткий срок был ему отпущен (он прожил всего 64 года), а планов было громадьё.
В июле 1923 года в семье дочери священника и революционера-большевика Павла Басултайнена, с партийной кличкой Басов, родился сын Володя.
Это были первые годы советской власти, Гражданская война, мать Владимира стала книгоношей, а отец – красный командир, бился с басмачами и геройски погиб в 1931 году.
Переезжая с места на место, мать с сыном в итоге оказалась в Москве, где Володя и закончил школу. Он хорошо рисовал, увлекался реалистической живописью русских передвижников, глубоко знал творчество французских импрессионистов. Басов пробовал писать стихи, и много читал наизусть – знал практически всё творчество Маяковского. Тогда Володя никак не мог выбрать призвание между театром и любимым с детства кино.
Однако жизнь пока предоставила другой выбор – выпускной бал для Басова пришёлся как раз на 22 июня 1941 года. На следующий день Владимир Басов, как и многие его одногодки, отстоял очередь в военкомат и записался добровольцем. Он ушёл на фронт и прошёл всю войну, воевал на передовой, на самом переднем горячем крае. Командовал артиллерийской батареей, составлял оперативные карты. На войне он был серьёзно контужен, и последствия этого не раз сказывались уже в мирное время.
Для себя после прочтения книги я открыла Басова-режиссёра. В конце книги внушительный список – фильмография известных, любимых картин: Школа мужества – 1954; Необыкновенное лето – 1956; Случай на шахте № 8 – 1957; Битва в пути – 1961; Метель – 1964; Щит и меч – 1968 и другие. Басов – автор и соавтор сценариев, актёр, режиссёр.
Вот что вспоминает кинорежиссёр Александр Митта о Басове-режиссёре:
«У музыкантов есть в профессии понятия способностей – невероятная беглость пальцев, абсолютный слух. Так вот у Басова в режиссуре были фантастические пальцы, как у Горовица (советский и американский пианист-виртуоз), и абсолютный слух скрипача-виртуоза. У него была феноменальная память и богатое пространственное воображение… Он помнил все дубли, весь материал держал в голове, очень чётко и складно монтировал. Мне кажется, из таких людей, как Владимир Павлович Басов, и рождаются сегодня большие политики или олигархи.»
Свой взгляд был у Басова на всё, а его образованность и культура, тонкая художественная интуиция и знание законов творчества помогали чувствовать себя на равных буквально во всех составляющих кинопроцесса.
Басов первым в стране освоил пришедшую в начале 70-х годов из Германии техническую новинку – аппаратуру для съёмки многокамерным способом, а главное – он был по-настоящему готов к работе на современной съемочной технике. На картине «Опасный поворот» (1972г.) вместе с Ильёй Миньковецким Басов первым снимал фильм на новой аппаратуре. Басов запускал практически синхронно все три видеокамеры, держал в голове весь монтаж. На съёмках фильма была такая скорость работы, что «Опасный поворот» был снят в рекордные сроки – за два месяца. Позже на этой аппаратуре пробовали снимать и другие режиссёры, например, Рязанов фильм «Гараж», но добиться того эффекта, которого достиг Басов, не получилось, камеры, как правило, простаивали.
Басов был очень быстрым – быстро играл, быстро снимал. Когда ему говорили: «Володя, куда ты торопишься!» Он отвечал: «Чем быстрей, тем лучше, в этом моя сила». Он занимал в нашем кино свою нишу, и до сих пор не нашлось никого, кто бы мог заполнить опустевшее после него пространство.
На его могиле на Новокунцевском кладбище установлен памятник – мраморная плита с перекрестием из двух кусков киноплёнки: то ли армейский шеврон, то ли окно, заклеенное по-военному, то ли монтажный «перечёркнутый» кадр, то ли «роза ветров», то ли перепутье… Многозначительность, как и в самом Басове. И на одной из «лент» надпись: «Ручейки людских судеб сливаются в одно бурлящее русло». В. Басов
Для меня эта книга стала книгой-открытием, книгой-откровением: Басов приковывает внимание как человек, как актёр, как удивительная личность. Приглашаю к прочтению всех, кто любит кино, кому интересны жизнь и творчество Владимира Басова. Книга оставит неизгладимое впечатление.
Екатерина Скворцова,
библиотекарь