Центральная городская библиотека им. В.Маяковского, г. Саров

19 июля исполняется 130 лет Владимиру Маяковскому. Кто он для вас?

Посмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Сентябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Авг   Окт »
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930  

6Хочу поделиться впечатлением от книги Людмилы Богдановой о Владимире Басове, которая вышла в 2014 году.

Владимир Басов – каждый, кто слышит это имя, представляет себе своего Басова. В памяти всплывают роли, фильмы, цитаты…

У меня до прочтения книги имя Басова ассоциировалось с Дуремаром, который выловил всех пиявок из пруда черепахи Тортиллы, а ещё с маклером из фильма «По семейным обстоятельствам».

Книга стала для меня настоящим открытием Басова. Как оказалось, Владимир Павлович – личность гениальная, человек грандиозного масштаба. Как говорит автор в предисловии, написать книгу о Басове – это объять необъятное, и к тому же не все, кто знал актёра и мог рассказать о нём, нашли возможность сделать это. Сам Владимир Басов, к сожалению, так и не написал свои мемуары – не успел. Слишком короткий срок был ему отпущен (он прожил всего 64 года), а планов было громадьё.

В июле 1923 года в семье  дочери священника и революционера-большевика Павла Басултайнена, с партийной кличкой Басов, родился сын Володя.

Это были первые годы советской власти, Гражданская война, мать Владимира стала книгоношей, а отец – красный командир, бился с басмачами и геройски погиб в 1931 году.

Переезжая с места на место, мать с сыном в итоге оказалась в Москве, где Володя и закончил школу. Он хорошо рисовал, увлекался реалистической живописью русских передвижников, глубоко знал творчество французских импрессионистов. Басов пробовал писать стихи, и много читал наизусть – знал практически всё творчество Маяковского. Тогда Володя никак не мог выбрать призвание между театром и любимым с детства кино.

 

Однако  жизнь пока предоставила другой выбор – выпускной бал для Басова пришёлся как раз на 22 июня 1941 года. На следующий день Владимир Басов, как и многие его одногодки, отстоял очередь в военкомат и записался добровольцем. Он ушёл на фронт и прошёл всю войну, воевал на передовой, на самом переднем горячем крае. Командовал артиллерийской батареей, составлял оперативные карты. На войне он был серьёзно контужен, и последствия этого не раз сказывались уже в мирное время.

Для себя после прочтения книги я открыла Басова-режиссёра. В конце книги внушительный список – фильмография известных, любимых картин: Школа мужества – 1954; Необыкновенное лето – 1956; Случай на шахте № 8 – 1957; Битва в пути – 1961; Метель – 1964; Щит и меч – 1968 и другие. Басов – автор и соавтор сценариев, актёр, режиссёр.

 

Вот что вспоминает кинорежиссёр Александр Митта о Басове-режиссёре:

«У музыкантов есть в профессии понятия способностей – невероятная беглость пальцев, абсолютный слух. Так вот у Басова в режиссуре были фантастические пальцы, как у Горовица (советский и американский пианист-виртуоз), и абсолютный слух скрипача-виртуоза. У него была феноменальная память и богатое пространственное воображение… Он помнил все дубли, весь материал держал в голове, очень чётко и складно монтировал. Мне кажется, из таких людей, как Владимир Павлович Басов, и рождаются сегодня большие политики или олигархи.»

Свой взгляд был у Басова на всё, а его образованность и культура, тонкая художественная интуиция и знание законов творчества помогали чувствовать себя на равных буквально во всех составляющих кинопроцесса.

Басов первым в стране освоил пришедшую в начале 70-х годов из Германии техническую новинку – аппаратуру для съёмки многокамерным способом, а главное – он был по-настоящему готов к работе на современной съемочной технике. На картине «Опасный поворот» (1972г.) вместе с Ильёй Миньковецким Басов первым снимал фильм на новой аппаратуре. Басов запускал практически синхронно все три видеокамеры, держал в голове весь монтаж. На съёмках фильма была такая скорость работы, что «Опасный поворот» был снят в рекордные сроки – за два месяца. Позже на этой аппаратуре пробовали снимать и другие режиссёры, например, Рязанов фильм  «Гараж», но добиться того эффекта, которого достиг Басов, не получилось, камеры, как правило, простаивали.

 

Басов был очень быстрым – быстро играл, быстро снимал. Когда ему говорили: «Володя, куда ты торопишься!» Он отвечал: «Чем быстрей, тем лучше, в этом моя сила». Он занимал в нашем кино свою нишу, и до сих пор не нашлось никого, кто бы мог заполнить опустевшее после него пространство.

На его могиле на Новокунцевском кладбище установлен памятник – мраморная плита с перекрестием из двух кусков киноплёнки: то ли армейский шеврон, то ли окно, заклеенное по-военному, то ли монтажный «перечёркнутый» кадр, то ли «роза ветров», то ли перепутье… Многозначительность, как и в самом Басове. И на одной из «лент» надпись: «Ручейки людских судеб сливаются в одно бурлящее русло». В. Басов

Для меня эта книга стала книгой-открытием, книгой-откровением: Басов приковывает внимание как человек, как актёр, как удивительная личность. Приглашаю к прочтению всех, кто любит кино, кому интересны жизнь и творчество Владимира Басова. Книга оставит неизгладимое впечатление.

 

Екатерина Скворцова,

библиотекарь