Центральная городская библиотека им. В.Маяковского, г. Саров

Что такое семейные ценности?

Посмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

Ольга Игоревна Грахова,

заведующая Нотно-музыкальным отделом,

стаж работы  в библиотеке более 30 лет (с 1985 г.),

 участник I Всероссийского конкурса

 «Библиотекарь года — 2013»

 

Я — БИБЛИОТЕКАРЬ

Эссе

 

Не знаю я, что лучше: петь как птица

Иль память сердца просевать в тиши,

Но твердо знаю: в слове воплотится

Лишь то, что стало музыкой души.

Н. Рыленков

 

Темп. Это слово, как известно, означает скорость движения. При этом, как ни странно, происходит оно от слова «время». В музыке от темпа зависят характер и настроение пьесы. Так и в жизни: каков ее темп, таковы значимость, наполненность, и настроение каждого прожитого дня. Я хочу посмотреть на свое становление и профессиональную библиотечную жизнь с музыкальной точки зрения.

Жизнь моя началась с увертюры под названием «Детство». В детстве я буквально разрывалась между книгой и музыкой. Мне одинаково нравилось читать и играть на фортепиано. С равной неодолимой силой меня тянуло к этим двум неизведанным тайнам. Научившись читать и изучив азы нотной грамоты, я уже не представляла себе, что жизнь моя будет посвящена чему-то другому. Уроки литературы в школе были любимыми, в музыкальную школу я тоже летела на крыльях. Вместе с музыкой и книгой я взрослела и постигала этот мир. «Как хорошо за книгой дома! / Под Грига, Шумана и Кюи / я узнавала судьбы Тома…», — прочитаю я позднее цветаевские строки и пойму, что это и про меня тоже. В спокойном темпе andante (анданте) прошло мое детство, которое, как казалось, будет всегда. Увы, оно закончилось, оставив в памяти краски, запахи и звуки.

Юность началась внезапно, и музыка моей жизни зазвучала в оживленном темпе аllegretto (аллегретто). Я не поступила в музыкальное училище. Видимо, судьбе было угодно, чтобы главным в моей жизни стала книга. Спустя два года я стала студенткой библиотечного факультета Московского государственного института культуры (ныне МГУКИ). Счастью моему не было предела! Я буду учиться в Москве! Almа mater… Какие личности преподавали в наше время на библиотечном факультете! А.П. Левандовский, А.Н. Веревкина, О. П. Коршунов, Д.Я. Коготков, Т.Д. Полозова, И. Ф. Сетин, А.А. Поликанов и многие другие.

Конечно же, любимый предмет – литература. Сколько радостных открытий в русской литературе подарило мне общение с замечательным педагогом Тамарой Ивановной Ходукиной! Маленькая женщина с большой душой и огромным сердцем… Она приносила из своей домашней библиотеки нам, студентам из провинции, читать редкие репринтные издания, миниатюрные книги. Я буквально боялась дышать на ее лекциях, чтобы не пропустить ни одного слова! Удивительно тонкий, щедрый и умный человек.

А как же музыка? Она по-прежнему жила в моем сердце. После окончания лекций на библиотечном факультете я спешила на кафедру фортепиано МГИК к своему любимому педагогу, профессору, концертирующей пианистке, директору Авторской школы музыкального исполнительства Светлане Степановне Карась. Так, в параллель с библиотечным дипломом, я получила свидетельство об окончании четырехлетнего музыкального курса. Как Т. И. Ходукина учила тонко и бережно владеть словом, так и С. С. Карась научила меня совершено по-новому чувствовать и понимать музыку. Очень быстро, буквально в темпе presto (престо) промчались незабываемые годы учебы в институте.

Я вернулась в свой родной город, «знакомый до слез…», библиотекарем-библиографом (так было написано у нас в дипломах), но сколько же должно было пройти еще лет, чтобы стать им по- настоящему. Я буду работать в библиотеке им. В. Маяковского, в той самой, где за страницами книг прошли мои лучшие годы взросления. Вместе со школьной подругой мы с восхищением следили за библиотекарями, которые казались нам небожителями: как добрые феи, они знали ответ на любой вопрос и могли ходить в книжные закрома, куда простым читателям вход был заказан. От этого профессия библиотекаря нам казалась таинственной и недосягаемой. И вот уже в медленном, плавном темпе adagio (адажио) потекли мои библиотечные будни.

И вновь ее Величество Судьба. В библиотеке возникла необходимость создания нотно-музыкального отдела. Заведовать новым отделом было предложено мне. И вот тут все сошлось, все воплотилось – литература и музыка, наконец-то, перестали соперничать в моей жизни. Музыка, так же как и книга, может опрокинуть и изменить сознание. Услышанная и прочувствованная музыка, как прочитанная и пережитая книга, могут повлиять на характер и поступки человека и даже на его судьбоносные решения. Очень важно в жизни человека найти свою книгу и свою музыку. Я стала слугой двух господ. Уже долгие годы слово и звук не отпускают меня. Все это в моей удивительной профессии необыкновенным образом «… слилось и спелось / Спелось – как вся даль слилась / В стонущей трубе окраины / Господи! Душа сбылась / Умысел твой самый тайный», — опять выразит мои мысли М.И. Цветаева.

И вновь темп моей жизни изменился. На этом этапе я назову его vivace (виваче) — живо. А иначе и быть не могло. Нужно было дерзать, придумывать, фантазировать, экспериментировать. Это было очень интересное время – время поиска, надежд, идей, творчества. Надо было создавать фонд, формировать справочный аппарат, планировать работу отдела, всячески привлекать читателей… Жизнь требовала новых форм работы. И Госпожа Судьба не замедлила проявить свою благосклонность. Я познакомилась с директором школы, филологом Кашинцовой Лоритой Николаевной и учителем-словесником Лыжовой Татьяной Александровной. Вместе мы начали цикл факультативных занятий для учащихся средних и старших классов, в которых главным было раскрыть взаимопроникновение литературы и музыки. Да и как же иначе, ведь у них так много общего.

И вновь в размеренном, спокойном темпе andante (анданте) потекла моя библиотечная жизнь, расцвеченная радостью своей нужности и окрыленная новыми идеями. Как хотелось рассказать нашим ученикам о писателях и их произведениях с новой, музыкальной стороны, доселе неведомой им. Не просто традиционно изучать биографию, анализировать произведения, но и вводить их в удивительный мир музыки, мир нашего сердца, делать души детей крылатыми. Согласитесь, что нельзя говорить о творчестве М. Лермонтова, обойдя его удивительную музыкальную одаренность, виртуозную игру на скрипке; рассказывать о А. Грибоедове без его чудесных вальсов. А как изучать «Крейцерову сонату» Л. Толстого и не услышать это великолепное творение Л. Бетховена?.. Я просто купалась в безбрежном океане богатейшего материала, созданного великими писателями и композиторами.

Некоторое время спустя, обобщив наработанный опыт, было принято решение о создании обучающей авторской программы «Под сенью дружных муз»: Интегрированный курс изучения литературы и музыки (для учащихся 5-11-х классов общеобразовательных школ), по которой продолжается работа по сей день. (Подробно об авторской программе напечатано в журнале «Молодые в библиотечном деле», 2007 г., №№ 7-8). Работа по программе необыкновенно обогатила мою душу, расширила кругозор не только школьников, но и мой собственный. Я росла и развивалась вместе с ними. По-новому прочитывала уже знакомые литературные произведения. По-новому слушала музыку. Глубокий и красивый мир, необычайно богатый эмоционально еще ярче раскрылся передо мной, и я стремилась показать это детям.

Каким счастьем было читать их отзывы об этих занятиях: «Урок закончился, а мысли о нем остались… Я долго думала, почему же такое впечатление на Льва Толстого произвела «Крейцерова соната» Л. Бетховена? Видимо, мне еще нужно воспитывать и воспитывать свою душу, чтобы понять, почему для писателя «первое престо» в сонате являлось «страшной силой»?» (Татьяна Шахова. 10-й класс, об уроке «Немая молитва души» (Музыка в жизни и творчестве Л.Н. Толстого). «На этом занятии в библиотеке я посмотрела на Льва Николаевича Толстого с другой стороны (не хрестоматийной), и у меня словно «открылись глаза» на совершенно иной мир – мир музыки. Я все время пыталась сравнить свое восприятие музыки с восприятием ее знаменитым писателем. Я никогда не думала, что музыку можно назвать «немой молитвой души», что она призвана, по словам писателя, «соединять в едином чувстве всех людей». Я теперь думаю, что это — истинное назначение музыки вообще…» (Тюрина Е. 10-й класс).

Вскоре темп моей жизни ускорился до prestissimo (престиссимо), что означает «в высшей степени быстро»: в библиотеке появились компьютеры со всеми вытекающими отсюда задачами и проблемами: новые информационные технологии, электронные программы, электронные картотеки, презентации и видеоролики, интернет-ресурсы, сайты и т.д и т.п. Нужно было не только успевать за продвинутым читателем, но и быть на шаг впереди. В темпе allegro (аллегро) — скоро и радостно продолжается сегодня мой роман с литературой и музыкой. Жизнь распорядилась так, что в стенах нашей библиотеки появились совсем юные читатели, и мой любимый нотно-музыкальный отдел подключился к самой активной работе с ними.

Музыка и книга заговорили на языке ребенка в новом проекте «Растим читателя вместе». Русские сказки и былины, колыбельные песни, времена года для маленьких читателей зазвучали не только в поэзии, но и в музыке. Широко раскрытые детские глаза, неподдельный живой интерес в них, куча вопросов на занятиях и после, а еще обещание непременно прийти в следующий раз, — все это убедило меня в правильности выбора тем. Из дошкольника наш маленький читатель превращается в ученика начальной, а затем средней школы. Этот возраст тоже очень важный в воспитании души ребенка. И рождается еще одна творческо- развивающая литературно-музыкальная программа «Читающий город детства»: «Писатели нашего детства: Лучшие в мире авторы. Лучшие в мире книги», в помощь изучению литературного чтения для учащихся начальной и средней школы.

И вновь музыка стала другом книги, ее союзником и помощником. Слово уже само по себе музыкально. Дети очень чутко реагируют на музыку авторского слова, на местный речевой колорит (северные ли это сказки Шергина Б. и Писахова С. или поющее слово русских народных песен, или уральские сказы Бажова П.). Музыка Э. Грига звучит, когда мы изучаем рассказ К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками», В. Моцарта — когда читаем «Тайну запечного сверчка» Г. Цыферова и т.д. Прекрасен и сказочен мир музыки и книги. Они открывает свои тайны тем, кто умеет их слушать и читать. Они – спутники всех наших радостей. Они живут в нашем сердце и в наших домах. Очень важно организовать в библиотеке семейный досуг. Замечательно, если услышанное и прожитое ребенком и родителями вместе в нашем Зале будет иметь продолжение дома в родной семейной обстановке.

Мое счастье, что на своем пути я всегда встречаю творческих людей, единомышленников, которые даже дышат со мной в унисон. Несколько лет назад союз книги и музыки счастливо воплотился еще в одном совместном с музыкальными школами города проекте. Это — Филармония школьника «Жизнь замечательных детей», рассказывающая о детстве великих композиторов. Ведь все взрослые были когда-то детьми. И вот музыка вновь несет на своих крыльях ожившее авторское слово, и по-новому звучат на этих концертах известные сказки о музыкантах Г. Цыферова; рассказы о детстве И. Баха и Э. Грига, рассказанные А. Маром; о детстве Л. Бетховена, поведанные С. Махотиным, и многие другие. Музыкальные иллюстрации на этих концертах звучат в исполнении воспитанников детских музыкальных школ под горячие аплодисменты их родителей, педагогов и таких же, как они, учеников.

Нотно-музыкальный отдел уже более 20-ти лет мирно уживается на площади одного зала с Отделом литературы по искусству. Отсюда и название – Зал искусств. На протяжении многих лет на его сцене проходят литературно-музыкальные вечера с участием музыкантов города, как профессионалов, так и любителей. Музыка несет на своих крыльях поэзию. Царствуют слово и звук! Музыка и литература. Литература и кино… Кино и музыка… Это звенья одной цепи. Если литература – это «тело» фильма, то музыка – его душа.

В соавторстве с Заведующей отделом литературы по искусству Гуниной Людмилой Михайловной родилась идея программы «Территория кино», объединившей книгу, музыку и кинематограф. В основе ряда киновечеров о музыке кино лежат авторские книги, где музыка, слово и зрительный ряд, сливаясь, создают свой неповторимый облик, например, программы: «Я просто живу» по книге М. Таривердиева, «Бывает все на свете хорошо», где за основу взята книга «Ваш Андрей Петров. Композитор в воспоминаниях современников» и многие другие программы). И как приятно слышать от зрителей: «Вы вернули нас в нашу молодость…», «Словно подуло свежим прохладным ветром …» и т.д. Это день сегодняшний. Взятый темп аллегро стараюсь не сбавлять. Что будет в моей работе завтра? Может быть, ее Величество Судьба подарит мне еще счастливые встречи, новые яркие творческие идеи?! Поживем-увидим. Но одно я знаю точно. До коды, означающей в музыке завершенность произведения, в моей жизни еще далеко. Так много предстоит сделать. Так много еще хочется сделать. Я люблю вас, мои дорогие коллеги, мои такие разные большие и маленькие читатели. Люблю за радость каждого дня, за счастье общения, за то вдохновение, которое дарите мне вы.