Центральная городская библиотека им. В.Маяковского, г. Саров

19 июля исполняется 130 лет Владимиру Маяковскому. Кто он для вас?

Посмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Сентябрь 2023
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Авг    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930  

Ольга Игоревна Грахова,

заведующая Нотно-музыкальным отделом,

стаж работы  в библиотеке более 30 лет (с 1985 г.),

 участник I Всероссийского конкурса

 «Библиотекарь года — 2013»

 

Я — БИБЛИОТЕКАРЬ

Эссе

 

Не знаю я, что лучше: петь как птица

Иль память сердца просевать в тиши,

Но твердо знаю: в слове воплотится

Лишь то, что стало музыкой души.

Н. Рыленков

 

Темп. Это слово, как известно, означает скорость движения. При этом, как ни странно, происходит оно от слова «время». В музыке от темпа зависят характер и настроение пьесы. Так и в жизни: каков ее темп, таковы значимость, наполненность, и настроение каждого прожитого дня. Я хочу посмотреть на свое становление и профессиональную библиотечную жизнь с музыкальной точки зрения.

Жизнь моя началась с увертюры под названием «Детство». В детстве я буквально разрывалась между книгой и музыкой. Мне одинаково нравилось читать и играть на фортепиано. С равной неодолимой силой меня тянуло к этим двум неизведанным тайнам. Научившись читать и изучив азы нотной грамоты, я уже не представляла себе, что жизнь моя будет посвящена чему-то другому. Уроки литературы в школе были любимыми, в музыкальную школу я тоже летела на крыльях. Вместе с музыкой и книгой я взрослела и постигала этот мир. «Как хорошо за книгой дома! / Под Грига, Шумана и Кюи / я узнавала судьбы Тома…», — прочитаю я позднее цветаевские строки и пойму, что это и про меня тоже. В спокойном темпе andante (анданте) прошло мое детство, которое, как казалось, будет всегда. Увы, оно закончилось, оставив в памяти краски, запахи и звуки.

Юность началась внезапно, и музыка моей жизни зазвучала в оживленном темпе аllegretto (аллегретто). Я не поступила в музыкальное училище. Видимо, судьбе было угодно, чтобы главным в моей жизни стала книга. Спустя два года я стала студенткой библиотечного факультета Московского государственного института культуры (ныне МГУКИ). Счастью моему не было предела! Я буду учиться в Москве! Almа mater… Какие личности преподавали в наше время на библиотечном факультете! А.П. Левандовский, А.Н. Веревкина, О. П. Коршунов, Д.Я. Коготков, Т.Д. Полозова, И. Ф. Сетин, А.А. Поликанов и многие другие.

Конечно же, любимый предмет – литература. Сколько радостных открытий в русской литературе подарило мне общение с замечательным педагогом Тамарой Ивановной Ходукиной! Маленькая женщина с большой душой и огромным сердцем… Она приносила из своей домашней библиотеки нам, студентам из провинции, читать редкие репринтные издания, миниатюрные книги. Я буквально боялась дышать на ее лекциях, чтобы не пропустить ни одного слова! Удивительно тонкий, щедрый и умный человек.

А как же музыка? Она по-прежнему жила в моем сердце. После окончания лекций на библиотечном факультете я спешила на кафедру фортепиано МГИК к своему любимому педагогу, профессору, концертирующей пианистке, директору Авторской школы музыкального исполнительства Светлане Степановне Карась. Так, в параллель с библиотечным дипломом, я получила свидетельство об окончании четырехлетнего музыкального курса. Как Т. И. Ходукина учила тонко и бережно владеть словом, так и С. С. Карась научила меня совершено по-новому чувствовать и понимать музыку. Очень быстро, буквально в темпе presto (престо) промчались незабываемые годы учебы в институте.

Я вернулась в свой родной город, «знакомый до слез…», библиотекарем-библиографом (так было написано у нас в дипломах), но сколько же должно было пройти еще лет, чтобы стать им по- настоящему. Я буду работать в библиотеке им. В. Маяковского, в той самой, где за страницами книг прошли мои лучшие годы взросления. Вместе со школьной подругой мы с восхищением следили за библиотекарями, которые казались нам небожителями: как добрые феи, они знали ответ на любой вопрос и могли ходить в книжные закрома, куда простым читателям вход был заказан. От этого профессия библиотекаря нам казалась таинственной и недосягаемой. И вот уже в медленном, плавном темпе adagio (адажио) потекли мои библиотечные будни.

И вновь ее Величество Судьба. В библиотеке возникла необходимость создания нотно-музыкального отдела. Заведовать новым отделом было предложено мне. И вот тут все сошлось, все воплотилось – литература и музыка, наконец-то, перестали соперничать в моей жизни. Музыка, так же как и книга, может опрокинуть и изменить сознание. Услышанная и прочувствованная музыка, как прочитанная и пережитая книга, могут повлиять на характер и поступки человека и даже на его судьбоносные решения. Очень важно в жизни человека найти свою книгу и свою музыку. Я стала слугой двух господ. Уже долгие годы слово и звук не отпускают меня. Все это в моей удивительной профессии необыкновенным образом «… слилось и спелось / Спелось – как вся даль слилась / В стонущей трубе окраины / Господи! Душа сбылась / Умысел твой самый тайный», — опять выразит мои мысли М.И. Цветаева.

И вновь темп моей жизни изменился. На этом этапе я назову его vivace (виваче) — живо. А иначе и быть не могло. Нужно было дерзать, придумывать, фантазировать, экспериментировать. Это было очень интересное время – время поиска, надежд, идей, творчества. Надо было создавать фонд, формировать справочный аппарат, планировать работу отдела, всячески привлекать читателей… Жизнь требовала новых форм работы. И Госпожа Судьба не замедлила проявить свою благосклонность. Я познакомилась с директором школы, филологом Кашинцовой Лоритой Николаевной и учителем-словесником Лыжовой Татьяной Александровной. Вместе мы начали цикл факультативных занятий для учащихся средних и старших классов, в которых главным было раскрыть взаимопроникновение литературы и музыки. Да и как же иначе, ведь у них так много общего.

И вновь в размеренном, спокойном темпе andante (анданте) потекла моя библиотечная жизнь, расцвеченная радостью своей нужности и окрыленная новыми идеями. Как хотелось рассказать нашим ученикам о писателях и их произведениях с новой, музыкальной стороны, доселе неведомой им. Не просто традиционно изучать биографию, анализировать произведения, но и вводить их в удивительный мир музыки, мир нашего сердца, делать души детей крылатыми. Согласитесь, что нельзя говорить о творчестве М. Лермонтова, обойдя его удивительную музыкальную одаренность, виртуозную игру на скрипке; рассказывать о А. Грибоедове без его чудесных вальсов. А как изучать «Крейцерову сонату» Л. Толстого и не услышать это великолепное творение Л. Бетховена?.. Я просто купалась в безбрежном океане богатейшего материала, созданного великими писателями и композиторами.

Некоторое время спустя, обобщив наработанный опыт, было принято решение о создании обучающей авторской программы «Под сенью дружных муз»: Интегрированный курс изучения литературы и музыки (для учащихся 5-11-х классов общеобразовательных школ), по которой продолжается работа по сей день. (Подробно об авторской программе напечатано в журнале «Молодые в библиотечном деле», 2007 г., №№ 7-8). Работа по программе необыкновенно обогатила мою душу, расширила кругозор не только школьников, но и мой собственный. Я росла и развивалась вместе с ними. По-новому прочитывала уже знакомые литературные произведения. По-новому слушала музыку. Глубокий и красивый мир, необычайно богатый эмоционально еще ярче раскрылся передо мной, и я стремилась показать это детям.

Каким счастьем было читать их отзывы об этих занятиях: «Урок закончился, а мысли о нем остались… Я долго думала, почему же такое впечатление на Льва Толстого произвела «Крейцерова соната» Л. Бетховена? Видимо, мне еще нужно воспитывать и воспитывать свою душу, чтобы понять, почему для писателя «первое престо» в сонате являлось «страшной силой»?» (Татьяна Шахова. 10-й класс, об уроке «Немая молитва души» (Музыка в жизни и творчестве Л.Н. Толстого). «На этом занятии в библиотеке я посмотрела на Льва Николаевича Толстого с другой стороны (не хрестоматийной), и у меня словно «открылись глаза» на совершенно иной мир – мир музыки. Я все время пыталась сравнить свое восприятие музыки с восприятием ее знаменитым писателем. Я никогда не думала, что музыку можно назвать «немой молитвой души», что она призвана, по словам писателя, «соединять в едином чувстве всех людей». Я теперь думаю, что это — истинное назначение музыки вообще…» (Тюрина Е. 10-й класс).

Вскоре темп моей жизни ускорился до prestissimo (престиссимо), что означает «в высшей степени быстро»: в библиотеке появились компьютеры со всеми вытекающими отсюда задачами и проблемами: новые информационные технологии, электронные программы, электронные картотеки, презентации и видеоролики, интернет-ресурсы, сайты и т.д и т.п. Нужно было не только успевать за продвинутым читателем, но и быть на шаг впереди. В темпе allegro (аллегро) — скоро и радостно продолжается сегодня мой роман с литературой и музыкой. Жизнь распорядилась так, что в стенах нашей библиотеки появились совсем юные читатели, и мой любимый нотно-музыкальный отдел подключился к самой активной работе с ними.

Музыка и книга заговорили на языке ребенка в новом проекте «Растим читателя вместе». Русские сказки и былины, колыбельные песни, времена года для маленьких читателей зазвучали не только в поэзии, но и в музыке. Широко раскрытые детские глаза, неподдельный живой интерес в них, куча вопросов на занятиях и после, а еще обещание непременно прийти в следующий раз, — все это убедило меня в правильности выбора тем. Из дошкольника наш маленький читатель превращается в ученика начальной, а затем средней школы. Этот возраст тоже очень важный в воспитании души ребенка. И рождается еще одна творческо- развивающая литературно-музыкальная программа «Читающий город детства»: «Писатели нашего детства: Лучшие в мире авторы. Лучшие в мире книги», в помощь изучению литературного чтения для учащихся начальной и средней школы.

И вновь музыка стала другом книги, ее союзником и помощником. Слово уже само по себе музыкально. Дети очень чутко реагируют на музыку авторского слова, на местный речевой колорит (северные ли это сказки Шергина Б. и Писахова С. или поющее слово русских народных песен, или уральские сказы Бажова П.). Музыка Э. Грига звучит, когда мы изучаем рассказ К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками», В. Моцарта — когда читаем «Тайну запечного сверчка» Г. Цыферова и т.д. Прекрасен и сказочен мир музыки и книги. Они открывает свои тайны тем, кто умеет их слушать и читать. Они – спутники всех наших радостей. Они живут в нашем сердце и в наших домах. Очень важно организовать в библиотеке семейный досуг. Замечательно, если услышанное и прожитое ребенком и родителями вместе в нашем Зале будет иметь продолжение дома в родной семейной обстановке.

Мое счастье, что на своем пути я всегда встречаю творческих людей, единомышленников, которые даже дышат со мной в унисон. Несколько лет назад союз книги и музыки счастливо воплотился еще в одном совместном с музыкальными школами города проекте. Это — Филармония школьника «Жизнь замечательных детей», рассказывающая о детстве великих композиторов. Ведь все взрослые были когда-то детьми. И вот музыка вновь несет на своих крыльях ожившее авторское слово, и по-новому звучат на этих концертах известные сказки о музыкантах Г. Цыферова; рассказы о детстве И. Баха и Э. Грига, рассказанные А. Маром; о детстве Л. Бетховена, поведанные С. Махотиным, и многие другие. Музыкальные иллюстрации на этих концертах звучат в исполнении воспитанников детских музыкальных школ под горячие аплодисменты их родителей, педагогов и таких же, как они, учеников.

Нотно-музыкальный отдел уже более 20-ти лет мирно уживается на площади одного зала с Отделом литературы по искусству. Отсюда и название – Зал искусств. На протяжении многих лет на его сцене проходят литературно-музыкальные вечера с участием музыкантов города, как профессионалов, так и любителей. Музыка несет на своих крыльях поэзию. Царствуют слово и звук! Музыка и литература. Литература и кино… Кино и музыка… Это звенья одной цепи. Если литература – это «тело» фильма, то музыка – его душа.

В соавторстве с Заведующей отделом литературы по искусству Гуниной Людмилой Михайловной родилась идея программы «Территория кино», объединившей книгу, музыку и кинематограф. В основе ряда киновечеров о музыке кино лежат авторские книги, где музыка, слово и зрительный ряд, сливаясь, создают свой неповторимый облик, например, программы: «Я просто живу» по книге М. Таривердиева, «Бывает все на свете хорошо», где за основу взята книга «Ваш Андрей Петров. Композитор в воспоминаниях современников» и многие другие программы). И как приятно слышать от зрителей: «Вы вернули нас в нашу молодость…», «Словно подуло свежим прохладным ветром …» и т.д. Это день сегодняшний. Взятый темп аллегро стараюсь не сбавлять. Что будет в моей работе завтра? Может быть, ее Величество Судьба подарит мне еще счастливые встречи, новые яркие творческие идеи?! Поживем-увидим. Но одно я знаю точно. До коды, означающей в музыке завершенность произведения, в моей жизни еще далеко. Так много предстоит сделать. Так много еще хочется сделать. Я люблю вас, мои дорогие коллеги, мои такие разные большие и маленькие читатели. Люблю за радость каждого дня, за счастье общения, за то вдохновение, которое дарите мне вы.