Центральная городская библиотека им. В.Маяковского, г. Саров

Что такое семейные ценности?

Посмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Октябрь 2012
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Сен   Ноя »
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  

Музыка кино

На заре своей жизни кино, еще не умея говорить, выражало свои чувства языком музыки. Музыка в кинематографе прошла большой и интересный путь от  немого к звуковому. Киномузыка – душа фильма. Она развивает наш зрительский слух, пробуждает чувства, делает восприятие фильма более живым. Никакое другое искусство неспособно выразить движение чувств так полно и непосредственно, как это делает музыка, и передать видимое движение с такой непосредственностью, как это делает кинематограф.

 

Музыка в кино порой досказывает то, что нельзя выразить словом, присущими только ей выразительными средствами. Она характеризует героев, передает их чувства, объясняет поступки, предвосхищает, окрашивает происходящие на экране события особым чувством, усиливает эмоциональное воздействие фильма, доставляет эстетическое удовольствие. Через музыку в фильме можно передать национальный колорит и изображаемую эпоху. Многие мелодии, звучавшие с экрана, живут сегодня своей самостоятельной жизнью в исполнении известных певцов и музыкантов.

 

Для отечественного кино в свое время писали музыку многие известные композиторы:
С. Прокофьев, Д. Шостакович, И. Дунаевский, А Хачатурян, М. Таривердиев, И. Шварц, А. Петров, А. Зацепин, В. Дашкевич, Э. Артемьев, М. Дунаевский, А. Рыбников, Г. Канчелия, Ген. Гладков и многие другие замечательные композиторы.

 

 

МИКАЭЛ   ТАРИВЕРДИЕВ:
«Я  просто живу»

Однажды на улице неизвестный человек подарил продрогшему армянскому юноше тысячу рублей — с условием, что когда-нибудь он поступит так же. Юноша приобрел пальто, чемодан, полосатую пижаму и — раз и навсегда — установку «на отдачу».

 

Микаэл Таривердиев был очень щедрым человеком и очень разным: красивым, азартным, раскованным, светски галантным, замкнутым, одиноким, стойким, несгибаемым. Как его музыка.

Он притягивает к себе как магнит. Он особый, особенный, не такой, как все. Как человек, как музыкант. Его музыка не вписывается ни в какие привычные рамки. Главный тон, главный звук этой музыки — это ностальгия о чём-то. Даже когда эта музыка рождалась, в том числе в те годы, когда Микаэл Таривердиев вошел в профессиональное искусство, эта музыка была как бы несовременной, хотя он считался самым современным композитором. Но и тогда его мелодии, его напевы были ностальгией по чему-то. По чему-то идеальному…

 

«Уехал славный рыцарь мой пятнадцать лет назад…» — пела героиня фильма «Король-Олень» нежным голосом  тогда еще никому не известной Аллы Пугачевой.

 

Профессор Плейшнер перепутал пароль и страна рыдала у телевизоров под музыку Таривердиева. Композитор временами тихо ненавидел фильм «Семнадцать мгновений весны», сделавший его фантастически популярным.

 

Чуть позже, каждый Новый год, фильм — «Ирония судьбы, или с легким паром». Многим эта музыка казалась почти народной.

Фильмы «Большая руда», «До свидания, мальчики!», «Человек идет за солнцем», «Судьба резидента». Пронзительные лирические темы из «Ольги Сергеевны» и многое, многое другое.

 

Таривердиев «озвучил» около сотни фильмов, множество театральных и радиоспектаклей, написал музыку к 100 романсам. Он создал замечательные вокальные циклы на стихи М. Цветаевой, В. Маяковского, М. Светлова, А. Вознесенского, Г. Поженяна, С. Кирсанова и др. поэтов. Его дебютом стал цикл романсов на стихи Бэллы Ахмадулиной. Его песни исполняли               Е. Камбурова, Г. Беседина и С. Тараненко, трио «Меридиан», И. Кобзон, А. Пугачева, С. Никитин, непрофессиональные певцы — актеры.

Пел и он сам.

 

Композитор — автор 4-х балетов, 4-х опер, хоральных прелюдий, инструментальной, симфонической и органной музыки. Он писал музыку для спектаклей театра «Современник» и Театра на Таганке.

 

Микаэл Леонович — Лауреат двух Государственных премий и 18-ти международных премий, в том числе Американской академии музыки и японской звукозаписывающей фирмы. Он дважды был удостоен премии «Ника» в номинации «Лучшая музыка к фильму года».

 

Суждения Таривердиева и его высказывания часто бывали категоричны, для кого-то нелицеприятны, но было видно: все, что он говорил, им выстрадано и пережито. Его музыка давно вошла в наши дома, но она ничуть не устарела и не приелась. Потому что любая его мелодия – это исповедь, разговор о пережитом и выстраданном.

 

Запоминаются слова Таривердиева: «Все настоящее — грустное». Его музыка часто навевает грусть. Под нее хочется думать, вспоминать. Но в этой музыке «печаль светла». И это скорее раздумья, размышления о сложности и бренности мира, о непростых человеческих отношениях,  о радостях жизни, и еще в ней столько сказано о любви…

 

«Раньше я был дерзким и надеялся повлиять на то, что звучит вокруг. А потом понял: никто ничего не может изменить в звучащем мире. И я не могу. А теперь и не хочу». Микаэл Леонович сказал это  в интервью примерно  за год до смерти.  Простите, маэстро, но это неправда…

 

В автобиографической книге, вышедшей в издательстве «Вагриус» в серии «Мой ХХ век» «Я просто живу», Микаэл Таривердиев делится своими воспоминаниями о счастливом музыкальном детстве в Тбилиси, годах учебы в Московской консерватории,  о тяжких годах репрессий, войне, времени хрущевской «оттепели». А еще в его книге — сложный и противоречивый взгляд на семидесятые, и, конечно же, предвкушение перемен … «Впереди, казалось, меня ждет только радость…».

В книге много страниц, восхищенных годами юности, надежд, расцвета дружбы и творчества. «Нам казалось, что впереди нас ждет только радость». Это было философией жизни его поколения…

 

В студенческие годы мир кино завладел Микаэлом уже полностью. Причем было у него какое-то необыкновенное чутье. Знаменательна его  фраза: «Я абсолютно убежден, что если бы Моцарт  жил сегодня,  он непременно писал бы музыку к кино».  Его кумиры — Прокофьев и Шостакович тоже писали для кино.

 

…Микаэл Таривердиев ушел из жизни на взлете. Было еще столько замыслов…

Один из них — мемуары, оборвавшиеся, как мелодия, на высокой ноте… Можно ли подхватить мелодию, завершить ее, дописать те ноты, которые автор не успел сложить в финал?  Этот нелегкий труд взяла на  себя жена и друг Микаэла Леоновича — Вера Гориславовна Таривердиева. Она не только подготовила к печати обширный рукописный материал: но и написала заключительную главу –
«Я, Вера», придавшую книге логическое завершение.

 

Так незаконченная мелодия обрела жизнь.  А нам осталась его удивительная проникновенная музыка, которую узнаешь с первых тактов. У нее есть характерная черта  —  музыка Микаэла Таривердиева  вне времени и всегда адресована в отдельности каждому из нас …