Центральная городская библиотека им. В.Маяковского, г. Саров

Что такое семейные ценности?

Посмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Июль 2012
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июн   Авг »
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031  

СЕРИЯ  «ХУДОЖНИК И ЗНАТОК»

Книги Джона Рёскина

Рёскин Джон

Семь светочей архитектуры. –

СПб.: Азбука – классика, 2007

 

Когда  слышишь название этой книги, невольно думаешь, что в ней речь пойдет  об уже достаточно поднадоевших семи чудесах света. Но, заглянув   в оглавление, с удивлением читаешь:  светоч жертвы, светоч истины, светоч силы, светоч красоты, светоч жизни, светоч памяти и светоч повиновения.

И  сразу же возникает вопрос: об архитектуре ли   это все написано? И если да, то что же все это значит?

 

Первое издание книги «Семь светочей архитектуры»   вышло в Лондоне в 1849 году. Именно с него  сделан перевод для настоящего, первого на  русском языке, издания труда Рёскина.  

Джон Рёскин (1819 – 1900), известный английский историк и теоретик искусства, прозаик, поэт, художник, литературный и художественный критик, оказал большое влияние на развитие искусствознания и эстетики второй половины XIX века. Им написано пятьдесят книг, сотни статей и лекций. Он является автором множества рисунков, акварелей, литографий.

В 20 лет Джон Рёскин окончил Оксфордский университет.

В возрасте 50 лет  там же стал профессором кафедры истории искусства. Задолго до этого знаменательного события им было написано большое количество трудов, среди которых наиболее значительными стали: «Поэзия архитектуры», «Современные живописцы», «Семь светочей архитектуры», «Камни Венеции», «Политическая экономия искусства», «Письма рабочим Англии» и другие.

Личность Рёскина вот уже более ста лет вызывает противоречивые чувства. Многих раздражают его самоуверенность, нежелание прислушиваться к чужим мнениям, а порой и небрежность в обращении с фактами и идеями.

Главная особенность книги в том, что Рёскин смотрит на архитектуру не глазами эстета, а глазами проповедника – моралиста, что часто ставится ему в вину. В архитектуре Рёскин видел одно из средств человеческого общения, делающего человека общественным, а общество – человечным.

Сегодня можно взглянуть на Рёскина как на идеолога перехода от архитектуры стиля к архитектуре смысла. Он сам сформулировал это в первых строках «Семи светочей архитектуры»: «Архитектура – это искусство располагать и украшать сооружения, воздвигаемые человеком для различных нужд, так, чтобы вид этих зданий способствовал укреплению душевного здоровья, придавал силы  и доставлял радость».

 

Светоч жертвы. 

Проявлением жертвы в архитектуре по мнению Рёскина – это отречение от излишней роскоши в построении храмов во имя духовности и чистоты.  «Не сама церковь нам потребна, но жертва; не восхищение, но поклонение; не получение дара, но дарение». Рёскин – протестант,  и в  этой главе высказывает свои религиозные взгляды на культовую архитектуру.

«Хотя религия  и не нуждается в искусстве, само это искусство никогда не достигнет расцвета, если изначально не посвятит себя Божественному служению – как со стороны архитектора, так и нанимателя…», — пишет Рёскин.

 

Вторая глава книги называется «Светоч истины». Не может не восхитить   определение истины, данное Рёскиным:  «Истина – это единственная четкая, не размытая черта, а ее постоянно норовят стереть или проигнорировать, она же и ось земли – облачный столп, тонкая золотая линия, но ее так трудно придерживаться даже тем силам и добродетелям, которые на нее опираются, ее искажают политика и благоразумие, ее затушевывает доброта и любезность, заслоняет своим щитом храбрость, воображение прикрывает своим крылом, а милосердие затуманивает слезами…

 Любовь мирится с недостатками, мудрость терпима к ошибкам, и только истина бескомпромиссна и непогрешима».

В этой главе речь идет об архитектурных подделках, которые Рёскин,   делит  на три категории:

1. Имитация конструктивных элементов и опор, не являющихся таковыми на самом деле; например, висячие орнаменты крыш в поздней готике.

2. Живописное украшение поверхностей, изображающее материал иной, чем тот, из которого они сделаны на самом деле (например, роспись дерева под мрамор), или иллюзорные изображения скульптурных украшений на поверхности.

3.Использование литых или механически изготовленных украшений любого рода.

Светоч истины можно трактовать и как Светоч подлинности.

 

Светоч памяти. «Есть только два всесильных победителя забвения в мире – Поэзия и Архитектура… Важно, чтобы с вами оставалось не только то, что люди думали и чувствовали, но и то, что они сделали своими руками, что произвел их труд и на протяжении всей жизни видели их глаза».

«…Наши обычные жилые дома надо строить так, чтобы они были долговечными и красивыми и насколько возможно радовали глаз внутри и снаружи… В любом случае необходимы такие различия, которые могли бы удовлетворить обитателей каждого дома, отразить их характер и род занятий, а отчасти и историю их жизни… И хорошо бы   продолжить в назидание потомкам ту добрую традицию, которая прежде была всеобщей и которой до сих пор следуют кое-где швейцарцы и немцы, — обращение к милостивому Господу, который позволил построить и иметь во владении тихое прибежище.

 

 

С надеждой и верой в сердце

Иоханнес Моотер и Мария Руби

Построили сей дом.

Даруй ему, Господи, благословенье,

Храни его от бед и напастей,

Чтоб стал он нам пристанищем надежным

В земной юдоли на пути тернистом

К вратам Твоим небесным,

Мир и благо ниспошли жилищу

                                                 Навеки.

 

 

«Сама тишина природы постепенно уходит от нас… нас отбрасывает все более густыми толпами к воротам городов. И единственная сила, способная там как-то заменить влияние лесов и полей, — это сила старой Архитектуры. Не расставайтесь с ней ради правильной формы площади, огороженной аллеи, благоустройства улицы или расширения набережной. Не это гордость города».

 

Рёскин Джон

Прогулки по Флоренции

Заметки о христианском искусстве для английских

путешественников. — СПб.: Азбука – классика, 2007

 «Мне представляется, что мое звание профессора Оксфордского университета обязывает меня не только читать лекции в Оксфорде, но и руководить, насколько это возможно, путешественниками в Италии.

Предлагаемые здесь заметки написаны так, как я написал бы их для кого-нибудь из друзей, спросивших у меня, на что в первую очередь следует обратить внимание, имея ограниченное количество времени; и я надеюсь, что они смогут принести пользу, если будут прочитаны в тех местах или перед теми произведениями, которые в них описываются». Так начинает свою книгу Джон Рёскин. Она написана в 1874 году и состоит из шести глав, каждая из которых посвящается той или иной достопримечательности Флоренции.

Знакомство с ними Рёскин предлагает начинать непременно утром.

«Дождитесь ясного утра, встаньте вместе с солнцем и пойдите в Санта Кроче с хорошим биноклем в кармане, который поможет вам рассмотреть не один шедевр», – дает совет Рёскин.

Главы книги  так и называются: Первое утро. Санта Кроче; Второе утро. Золотые врата; и так далее.

Рёскин был страстным поклонником и большим знатоком готики.   Поэтому и во Флоренции его в первую очередь все, что так или иначе близко этому стилю.

Поэтому на первую прогулку он приглашает  читателя а Церковь Санта Кроче, где находятся фрески   художника Джотто. 

Джотто известен в наши дни как один из ярких представителей раннего Возрождения. Но вся стилистика его творчества еще очень близка готике.

«Заметьте, — пишет Рёскин, — что характерной чертой Джотто, отличающей его от других великих художников Италии, была его необыкновенная умелость. Он выполнял то, о чем другие только мечтали. Он мог работать мозаикой, мог работать мрамором, писать красками, строить – и всем этим владел в совершенстве; он был человеком богато одаренным талантами и высшим здравым смыслом…

  Все остальные итальянские мастера религиозной живописи достигают экспрессии кропотливым трудом, только Джотто  передает ее одним прикосновением кисти. Все другие великие итальянские колористы видят только красоту цвета, Джотто видит и его яркость. И никто другой, за исключением Тинторетто, совсем не понимают его символического значения, тогда как в живописи Джотто и Тинторетто присутствует не только гармония цвета, но и его тайна».

Книга Рёскина «Прогулки по Флоренции» была задумана и написана как путеводитель. Однако ее содержание выходит за рамки этой формы. Здесь не только подробное описание таких памятников как церковь Санта Кроче,  Санта Мария Новелла, Пастушья башня и другие, но и рассуждения автора об этических, нравственных, социальных проблемах, представленных в характерной для Рёскина манере.

Первый перевод на русский язык был осуществлен  в 1902 году Аделаидой Герцык. Настоящий текст исправлен в соответствии с оригиналом, снабжен подробными примечаниями, богато иллюстрирован.