Навигация
Владимир Владимирович Маяковский (7 [19] июля 1893 — 14 апреля 1930) — русский советский поэт, один из крупнейших поэтов XX века, драматург, киносценарист, кинорежиссёр, киноактёр, художник, редактор журналов «ЛЕФ» («Левый Фронт»), «Новый ЛЕФ».
Современность творчества В.В. Маяковского
Владимир Маяковский… Вокруг его имени до сих пор идет неутихающий спор. Он отторгал культуру прошлого, и его отторгали от культуры. Его возводили на пьедестал и свергали с пьедестала. Никакой идее, никакому делу он не отдавал себя наполовину, он отдавал всего себя, был перенасыщен энергией действия.
Говорят, что каждый великий поэт должен переживать сперва непризнание, потом признание, потом забвение — и возвращение к себе. Маяковского часто называли поэтом будущего времени. Сейчас он понятен, как никогда. Его будущее наступило.
Стихи и поэмы Владимира Маяковского знают во всех уголках земного шара. Придя в поэзию под знаменем футуристов, эпатируя читателя и слушателя максимализмом своих литературных манифестов, Маяковский говорил со слушателем новым языком, искал новые формы, жанры, темы. Как никто другой из поэтов-современников, он чувствовал пульс своего времени, энергию устремленности в будущее. Именно на «лесенку» Маяковского органично ложатся проблемы современного общества, выраженные в слове.
Человек Маяковского горд и могущественен — у него и «громада-любовь», и «громада ненависть». Основные темы творчества Маяковского актуальны в любые времена — это темы любви, одиночества, ужасов войны, патриотизма, любви к Родине.
Маяковский выражал свое субъективное мнение о мире, не скрывая ни чувств, ни слов. Показывая быт, окружающий людей, отражал всю неприглядную сторону, «изнанку» города с его серостью, грубостью. Но всегда искал контакта с сердцем «человека с улицы», боролся за читателя.
Один из важных аспектов современности творчества Маяковского – доступность языка. Современному клиповому сознанию близка рифмовка политических лозунгов, ораторско-разговорная речь.
Стихи Маяковского пугают непривычной «лесенкой» построения, обостренной, иногда гиперболической образностью, преобладанием ораторской, трибунной интонации. Они имеют огромное влияние, доходят до самого сердца, вызывая ответные чувства.
Маяковский – чтец и оратор
Маяковский был не только вдохновенным поэтом, но и великолепным чтецом, обладавшим голосом редкостной силы и красоты. Стекла в окнах начинали дребезжать, когда Маяковский читал свои стихи.
Он любил выступать в больших залах новых рабочих клубов, в цехах заводов, на стадионах и слушали его студенты, пионеры, красноармейцы, рабочие и интеллигенция. Маяковский и стихи свои писал так, чтобы они гремели далеко и звонко, чтобы удобно читались вслух.
Маяковский и театр
На духовное развитие В. Маяковского большое влияние оказал театр. Владимир и Ольга Маяковские часто бывали на спектаклях. И позднее Маяковский оставался верен театру. Веселые, остроумные пьесы Маяковского «Клоп», «Баня», «Мистерия-буфф» идут на сценах российских театров и театров других стран по сей день. А впервые пьесы Маяковского «Мистерия-буфф» и «Клоп», были поставлены на сцене театра им. Мейерхольда, именно здесь шел поиск новых форм сценической выразительности, рождался новый театр, проникнутый духом новаторства и творческого поиска.
Маяковский – художник
Маяковский был многогранным человеком — поэт, публицист, драматург, актер, художник. Талант художника проявился у Володи Маяковского рано. В семье Маяковских рисовали все: отец Владимир Константинович, мать Александра Алексеевна, сестры Людмила и Ольга.
Ранние живописные работы Маяковского были выполнены в разных техниках: пастель, тушь, акварель, уголь, карандаш. Самая ранняя работа — карандашный портрет И. Морчадзе.
Так сложилось, что единственным образованием Маяковского стало обучение в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В те годы он рисовал много, чаще всего портреты. Сохранились только три работы того периода: «Женщина в шубке», «Натурщица», «Железка». Маяковский рисовал животных: собак, зебр, крокодилов. Сохранилась целая серия его жирафов. Интересны его моментально сделанные дружественные шаржи на И. Репина и К. Чуковского.
Маяковский – иллюстратор
Владимир Маяковский был одним из первых поэтов, который оформлял свои книги сам. К своему первому сборнику «Я!» Маяковский сам нарисовал обложку. Маяковский оформил 9 собственных книг: «Мистерия-буфф», «Флейта-позвоночник» и др.
Много книг было оформлено при участии художников Л.М. Лисицкого и А.М. Родченко. В оформлении книг Маяковского Александр Родченко впервые применил фотомонтаж.
Маяковский – создатель революционного плаката
Революция 1917 года принесла в общество новые формы искусства. Первые плакаты «Окон РОСТА» появились летом 1919 года. Именно изобразительная публицистика была необходима Маяковскому: «Улица – наши кисти, площади – наши палитры». Первое «Окно РОСТА» Маяковского вышло в октябре 1919 года и призывало пополнять ряды коммунистов. Тема плаката определялась текстом, чаще стихотворным, и почти все тексты писал Маяковский.
Нередко в день он делал по 50 плакатов. Сила воздействия плаката была огромна. Они чутко реагировали на все важные явления общественной жизни и быта. Маяковский вспоминал, что бывало телеграфное известие о фронтовой победе через сорок минут – час уже висело на улице красочным плакатом…»
Агитационные по своей сути, динамичные, до предела упрощенные, они стали самым популярным видом плаката. Главное требование к рисунку – понятность, броскость.
Контур фигуры Маяковский начинает и заканчивает, не отрывая карандаша от бумаги. Затем фигура заливается краской, чаще всего одним цветом: красным – красноармеец, рабочий; враг – черным, коричневым.
Это позволило создать цветовую и образную символику, которая переходила из плаката в плакат. Стихотворные тексты к «Окнам РОСТА» Маяковский называл своим вторым собранием сочинений.
Маяковским за три года работы в Окнах РОСТА сделано около 1100 рисунков и большую часть текстов к ним. И если бы он не вошел в мировую культуру как поэт, то непременно остался бы в истории как создатель нового искусства – революционного плаката.
Маяковский – криэйтор и дизайнер рекламы
Когда закончилась гражданская война, на повестку дня встал вопрос о восстановлении хозяйства страны. НЭП вызвал оживление торговли: открылись магазины частников и кооперации, улицы Москвы запестрели вывесками. Перед агитационным искусством встали новые задачи — для сбыта продукции нужна широкая реклама.
Первыми показали пример Маяковский и Родченко. Их плакаты простые по композиции и броские по цвету, невольно обращали на себя внимание. За три года совместной работы поэт и художник сделали множество вывесок, сотни плакатов, проспектов, этикеток, листовок, фабричных знаков.
«Реклам-конструкторам» Маяковскому и Родченко приходилось внедрять в быт своими плакатами такие вещи, как: лампочки («Где взять солнце ночью?»), соски-пустышки («Лучших сосок не было и нет, готов сосать до старых лет»), книги (реклама ЛЕНГИЗа), галоши (реклама РЕЗИНОТРЕСТа) и др.
Говоря современным языком рекламы, Маяковский зачастую был и криэйтором (источником идей), и дизайнером-оформителем, воплотившим свои образы на бумаге, и автором запоминающихся стихотворных текстов-слоганов.
«Маяк – Маяковский»
Книги Маяковского выходили огромными тиражами (74 млн. 525 тыс.); его произведения были переведены на 56 языков народов СССР и на 42 иностранных языка.
Еще в детстве на Володю Маяковского сильное впечатление произвел маяк. «Его назначение, — рассказывала сестра Людмила, — Володя воспринял не по-детски серьезно. – Освещать дорогу, показывать правильное направление – это же очень ответственно…».
Он маяку и ростом был под стать,
Когда в гудящий зал метнул впервые
Своих созвучий вспышки огневые
И повелел метафорам блистать.
Той световой энергии дивясь,
Вдруг постигаешь — беззащитен гений.
Всей участью своей вобравший связь
Крутых времен и жгучих заблуждений.
Поэт, как прежде равен маяку,
Так, словно путь не завершен, а начат,
Повсюду на виду и на слуху,
Не угасая, впереди маячит.
Я. Хелемский
Многогранное творчество великого поэта, публициста, драматурга, актера, художника Владимира Маяковского современно, своевременно и актуально. И сегодня все так же велик интерес к большому и сложному пути поэта, к его биографии, открытиям и неутомимому новаторскому поиску.
Интернет-ресурсы о жизни и творчестве Владимира Маяковского:
Биография Владимира Владимировича Маяковского (составлено по произведению “Я сам” )
Владимир Маяковский. Биография
Гончаров Б.П. Маяковский Владимир Владимирович // Большая советская энциклопедия
Кинематограф Владимира Маяковского
Крученых Алексей. Первые в мире спектакли футуристов
Маяковский Владимир Владимирович
Маяковский Владимир Владимирович
Мемуары, воспоминания о Серебряном веке
«Разрешите представиться. Маяковский»