Навигация
Недавно фонд библиотеки им. В. Маяковского пополнился книгой «Признания» (2008) писательницы Канаэ Минато (переводчик Шерегеда Татьяна Сергеевна).
Канаэ Минато (род. 1973 год, Хиросима, Япония) — японская писательница, работающая в жанрах криминальных детективов и триллеров. Является членом японской ассоциации Honkaku Mystery Writers Club of Japan (японский клуб авторов хонкаку). Кроме того, лауреат премии Alex Awards (ежегодная литературная премия Американской библиотечной ассоциации) и премии Сюгоро Ямамото (литературная премия Японии, учреждённая в 1988 году в память о писателе Сюгоро Ямамото).
В Японии Канаэ Минато называют «королевой иямису». Иямису — поджанр детектива, в котором рассматриваются жуткие эпизоды и тёмные стороны человеческой натуры. Термин был создан в 2006 г. критиком Аой Симоцуки. Примерно с 2012 года в Японии наблюдается бум иямису. Представителями жанра в Японии считаются Канаэ Минато, Махокару Нумата и Юкико Мари.
Первый роман Канаэ Минато «Признания» стал бестселлером и получил премию Japan Booksellers’ Award. Стеф Ча (американская писательница корейского происхождения) из Los Angeles Times назвала «Признания» «тошнотворной историей о морали и справедливости, с жестокими поворотами, которые уронят вашу челюсть прямо на пол», а автор Library Journal Дженнифер Фанк назвала роман «жутким и завораживающим психологическим триллером, который бросает вызов условностям добра и зла».
Английское издание «Признаний», вышедшее в августе 2014 года, критики называют «японской «Исчезнувшей».
Wall Street Journal выбрал «Признания» в качестве одного из 10 лучших детективов 2014 года.
Главы романа представлены в форме одностороннего разговора, писем, записей в дневнике, воспоминаний, постов в блоге.
Аннотация романа звучит так:
«Четырехлетняя Манами, дочь учительницы Юко Моригути, погибла. Ее тело нашли в школьном бассейне. Трагедию признали несчастным случаем — мать не уследила за своим ребенком…
Наступает последний день семестра — и последний день Юко на работе. Она собирает свой класс и рассказывает детям правду о том, что случилось. Смерть ее дочери — не случайность. Девочка была убита двумя учениками из этого класса. Юко знает об этом — и сегодня преподаст им последний урок. Урок поистине дьявольской мести…
В этот день каждый будет вынужден сделать свое признание — и никто не останется безнаказанным…».
Такой текст сразу же привлекает к себе пристальное внимание. Обычно авторы триллеров создают историю о том, что происходит преступление, после чего сыщики стремятся найти виновного, чтобы предотвратить возможные дальнейшие происшествия. Здесь же веет атмосферой серии фильмов «Пункт назначения», так как автор указывает, что «никто не останется безнаказанным».
Очень хочется узнать мотивы преступников и какой урок преподаст им убитая горем мать, какие последствия будут от действий всех героев в этой истории.
Книга «Признания» начинается с монолога учительницы Юко Моригути, касающегося ее профессионального пути и отношений. Стиль текста (либо же перевод книги) довольно простой, поэтому проблем с восприятием написанного не возникает. Начало истории плавно перетекает к тому, что муж героини болен ВИЧ, а затем к сведениям об их общей четырехлетней дочери — Манами, которая погибает в бассейне рядом со школой.
Вдохновляет то, как Канаэ Минато показывает читателю то обстоятельство, что Юко Моригути с самого начала знает виновных в смерти дочери: «Дело в том, что гибель Манами не была несчастным случаем. Она была убита учениками из этого класса». Эта фраза интригует читателя, побуждая продолжать изучать текст, переворачивая страницу за страницей. Скорее всего, это было сделано специально, давая читателю понять, что автор серьезно нацелен покорить сердца людей, которые выбрали эту историю для прочтения.
Необычно, что повествование ведется не только от лица Юко Моригути, но и от имени других людей (ее учеников и их родных). История пересказывается с разных точек зрения. Постепенно мы узнаем, что у главной героини есть жестокий план, касающийся наказания убийц ее дочери, который начинает исполняться. Автор мастерски показывает, какой умысел был у людей, лишивших жизни Манами и то, какие эмоции они испытывают.
У Канаэ Минато очень хорошо получилось передать характер и мировоззрение героев книги. Чего только стоят строки, описывающие одного из персонажей, который считает, что лишение жизни не является злом. «Если для получения выгоды одним человеком необходимо, чтобы умер другой, то я не вижу в этом ничего плохого» — эти строчки пугают, но в то же время показывают истинное лицо героя, которому они принадлежат. Кроме того, постепенно мы узнаем мотив убийства. Канаэ Минато качественно прописала причины того, почему человек захотел совершить противоправное деяние, из каких побуждений он это сделал и многое другое. И с каждой главой история раскрывается, обрастает все более ужасающими подробностями (причем, здесь нет каких-то особо жестоких сцен насилия, крови и физических истязаний, но от этого не легче), уровень психологического напряжения нарастает…
В романе затрагиваются и такие важные темы, как материнство, власть, социальные проблемы, болезни и хикикомори. Хикикомори — это термин из японского языка, который означает человека, отказывающегося от социальной жизни и зачастую стремящегося к крайней степени социальной изоляции и уединения вследствие разных личных и социальных факторов. По статистике, на 2023 год в Японии было порядка миллиона таких людей. Этот феномен часто связывают с различными факторами, такими как социальное давление, стресс, проблемы в образовательной системе, экономические трудности.
Книга начиналась и заканчивается рассказом от лица главной героини Юко Моригути, чья четырехлетняя дочь Манами погибла. Мы узнаем новые факты, которые могут шокировать читателя. В то же время автор философски показывает, что люди, выросшие в похожих условиях, могут иметь совершенно разные жизненные пути: кто-то помогает другим, а кто-то, наоборот, несет лишь одно зло, и в конце получает наказание.
Сама по себе концовка не удивляет, но заставляет читателя подумать над тем, что бы он сделал в подобной ситуации и как бы себя повел на месте главной героини книги. Возможно именно этого эффекта и хотела Канаэ Минато, создавая книгу «Признания», ведь не каждая книга может заставить рассуждать о жизни и смерти.
Приглашаем познакомиться с книгой Канаэ Минато «Признания» в фонде библиотеке им. В. Маяковского.
Материал подготовила библиотекарь
отдела обслуживания Шурыгина Д. С.