Навигация
О великом событии прошлого века — создании центра атомного проекта на минувшей неделе вспоминали в библиотеке Маяковского. Слушателями лекции «РФЯЦ-ВНИИЭФ – центр атомного проекта» стали студенты СарФТИ, сотрудники ядерного центра и жители города, интересующиеся историей.
Анатолий Александрович Агапов, начальник научно-методического отдела КБ-1 ВНИИЭФ рассказывал о том, как создавался центр атомного проекта. Это был рассказ, описывающий события в хронологической последовательности: с фамилиями, датами и открытиями. И в тоже время это был рассказ о беззаветном подвиге участников атомного проекта. О громадном и жертвенном труде, основанном на высоких идеях и патриотизме.
Анатолий Александрович говорил о том, как бывшие союзники стали заклятыми врагами, и почему в кратчайшие сроки нужно было сделать свою атомную бомбу. И она была создана! Были неудачи, срывы сроков работ, но наказаний не последовало… Руководство страны понимало, что это была абсолютно новая разработка, которую ранее никто и никогда не выполнял!
Руководители нашего объекта с первых шагов думали о том, как обустроить жизнь людей, которые по понятным причинам жили в условиях режимных ограничений. В Сарове возникла библиотека, на комплектование которой были затрачены огромные денежные средства в валюте, через какое-то время появился театр. А наши ученые в это время работали и смогли сделать невозможное. Тогда все работали на атомную бомбу! Тяжелые времена рождают сильных людей, и это были удивительные люди…
Сейчас РФЯЦ-ВНИИЭФ – это шесть институтов и четыре конструкторских бюро. Наш ядерный центр по-прежнему обеспечивает суверенитет Родины.
Анатолий Александрович Агапов, завершая свою лекцию, сказал: «Сегодня Институт делает то, что невозможно было вчера. Завтра он будет делать то, что невозможно сделать сегодня». Из зала раздался вопрос: «А будет кому делать великое? Ведь сейчас молодежь сидит в телефонах и играет в игры?!» Это был хороший вопрос, правильный. В ответ Анатолий Агапов отметил, что молодые специалисты делают интересные разработки, и в качестве аргумента привел интересный пример.
А я, как слушатель лекции, вспоминала эпизод своей школьной биографии, когда нас, десятиклассников, учителя выпускали в большую и взрослую жизнь. Напоследок они говорили: «Мы потихоньку будем уходить, и оставляем Родину вам». Это напутствие проросло до дрожи в сердце. Понимание этих слов и осмысление пришло много позже, с жизненным опытом.