Навигация
22 февраля накануне Дня защитника Отечества в зале искусств библиотеки состоялась встреча клуба «Книга+кино», посвященная творчеству известного советского писателя Владимира Тендрякова. В декабре 2018 года Владимиру Федоровичу исполнилось 95 лет со дня рождения, а в 2019 году ожидается другая памятная дата – 35 лет как писатель ушел из жизни.
Объектом обсуждения стал фильм по одноименной повести В. Тендрякова «Находка». Повесть написана в 1965 году, но и спустя полвека не утратила своей актуальности, она отразила проблему, которая стоит вне времени – всегда были, есть и, к сожалению, будут существовать матери, бросающие своих детей. Тендряков отразил в своей повести действительный случай, который произошел в 1954 году в Вологодской области, где инспектор рыбнадзора нашел в лесу брошенного младенца. История не сохранила факты, чем закончилось это дело, и как отреагировал на это событие сам инспектор. Но Тендряков смог преобразовать эту трагедию практически в притчу, философское произведение, понятное всем, поэтому повесть прекрасно смотрится в современной экранизации. В 2015 году на экраны вышел дебютный фильм режиссера Виктора Демента, который был высоко оценен кинокритиками и получил несколько престижных кинематографических наград. Фильм отмечен премией кинофестиваля Black Nights в Таллине, завоевал три награды на фестивале российского кино во французском городе Онфлер: приз зрительских симпатий, награда за лучший дебют, а исполнитель главной роли Алексей Гуськов был признан лучшим актёром. Также Алексей Гуськов получил за свою роль приз киносмотра «Амурская осень» в Благовещенске. Операторская работа Алексея Найденова была отмечена премией Кинотавра в 2015 г. А сценарий фильма был признан лучшим сценарием-экранизацией на открытом конкурсе «ЭКС_ЛИБРИС» в 2009 г.
Режиссеру пришлось пойти на некоторые изменения оригинала, действие перенесено в наши дни, и хотя быт северной деревушки ничуть не изменился, совершенно иным стало зрительское восприятие происходящего на экране. Фильм стал более ожесточенным, некоторые герои и сцены придуманы сценаристом. Но, тем не менее, вдова Тендрякова, которая ревностно следила за соответствием сценария первоисточнику, дала разрешение на экранизацию.
Главный герой повести Трофим Русанов находится в экстремальной ситуации, в условия достаточно жесткого эксперимента, испытывающего на прочность его нравственный потенциал. Здесь разыгрывается драма совести, главная пружина которой — предательство.
Русанов — принципиальный сухарь-правдолюб. Им движет острое желание справедливости. Каждый, по мнению Трофима, должен нести наказание за свои поступки, слабость не может являться оправданием, нет и не может быть поблажек тому, кто переступает черту, и не важно, в большом или в малом. Но всегда ли это правильно — видеть только белое или черное? И всегда ли прав он, не совершает ли сам недостойных поступков? Столкновение с реальностью окатывает героя ушатом ледяной воды – не ко всему, оказывается, можно подойти с единым мерилом «хорошее-плохое», не всё в мире измеряется черно-белой нравственной шкалой, не одного его мучает эта трагедия.
Фильм смотреть непросто, эта история рассказана с глубокими внутренними и сильными внешними эмоциями, с напором и долгим послевкусием. Картина невероятно красива, искренна, близка зрителю, она действительно трогает, увлекает и не дает однозначных ответов, но дает толчок к размышлениям и работе над собой.