Центральная городская библиотека им. В.Маяковского, г. Саров

Что такое семейные ценности?

Посмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Июнь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Май   Июл »
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

bespridannitsaПоход на «Бесприданницу» Островского, а самое главное — где?
Правильно, в Мастерской Петра Наумовича Фоменко.

Играют одним составом — Агуреева и Цыганов, оттого и тянуло туда столь сильно, оттого и билет в первый ряд.

 «А.Н. Островский, по первому поверхностному ощущению скучный, этнографически отяжелённый и старомодный драматург, запечатлел в своих дивных сценических писаниях нашу мятущуюся душу, наши проклятые комплексы, трудности духовного становления и нашего земного устроительства. Он сочинил не отдельные произведения — он сочинил театр. Этот театр не является таким близким для нас, каким стал театр Чехова, но, тем не менее, это величественный и многотрудный обзор нашей жизни, своеобразная предыстория современности…
Спектакли А.Н. Островского насытили отечественную театральную культуру токами небывалой силы и жизнестойкости…» (Марк Анатольевич Захаров)

Все мы знаем советскую экранизацию Эльдара Рязанова с Михалковым, Фрейндлих, Мягковым и Гузеевой. На заре туманной юности фильм мне не нравился до безобразия, но, как говорится, много ли я тогда понимала.
Сразу стоит пояснить, что Рязановская Лариса Огудалова — нежная, трепетная девушка, ее жалко до слёз при каждом просмотре. И когда Карандышев со словами: «Так не доставайся же ты никому» стреляет, а потом издает звериный вой, вдруг поняв, что сотворил, жалко всех. 
Жаль недалёкого и амбициозного Карандышева, который и не любил ту самую бесприданницу, жаль Ларису, которая как раз любила, но не его.      Грустно и гнусно, что деньги решали и продолжают решать многие отношения.
Пётр Наумович поворачивает пьесу на другой лад.
«Ведь в Ларисе Дмитриевне земного, этого житейского, нет. Ну, понимаете, тривиального, что нужно для бедной семейной жизни.»
Лариса в исполнении Агуреевой — живая, громкая, хохочущая, мечущаяся.
В ней слишком много страсти, нутро кипит, но при этом зритель видит ее огромные глаза с мольбой, внутреннюю борьбу.

Половину первого акта я пыталась вникнуть в режиссерский замысел.
Лариса и притягивала меня, и раздражала этой громкостью.
Очевидно, что акцентировалось происхождение героини. Да, «большой город Бряхимов на Волге», но насколько большой, если население Нижнего Новгорода в XIX веке было 15-16 тысяч? Волжские бурлаки, рынки, сельское хозяйство, никак не Москва и не Санкт-Петербург. Отсюда и хриплый, «простой» голос, и провинциальные замашки, которые маменька пытается вытравить, навязывая последнюю дочь (из трёх, все неудачно выданные замуж) богатым женихам. А женихов-то маловато, да еще и молодых, да и при состоянии — вообще раз, два и обчёлся.

«Если дома жить нельзя, если во время страшной, смертельной тоски заставляют любезничать, улыбаться, навязывают женихов, на которых без отвращения нельзя смотреть, если в доме скандалы, если надо бежать и из дому и даже из городу?»

Лариса отнюдь не глупа, ясно понимает своё положение — кто она без поддержки? Однако подстраиваться под такую жизнь не может, эмоции застилают ей глаза, потому что невозможно уже вариться в этом котле лжи, лести и лицемерия — кривляться и притворяться надоело, а как найти выход?…
«Лариса. Ах, мама, мало, что ли, я страдала? Нет, довольно унижаться. 
Огудалова. Экое страшное слово сказала: «унижаться»! Испугать, что ли, меня вздумала? Мы люди бедные, нам унижаться-то всю жизнь. Так уж лучше унижаться смолоду, чтоб потом пожить по-человечески. 
Лариса. Нет, не могу; тяжело, невыносимо тяжело. 
Огудалова. А легко-то ничего не добудешь, всю жизнь и останешься ничем. 
Лариса. Опять притворяться, опять лгать! 

Огудалова. И притворяйся, и лги! Счастье не пойдет за тобой, если сама от него бегаешь.»


Единственное сильное чувство случилось к неподходящему по всем меркам Сергею Сергеевичу Паратову, который сам охотится за богатой невестой, ибо обнищал, и Лариса, увы, ему не пара.

«Мне не для любопытства, Лариса Дмитриевна; меня интересуют чисто теоретические соображения. Мне хочется знать, скоро ли женщина забывает страстно любимого человека: на другой день после разлуки с ним, через неделю или через месяц… имел ли право Гамлет сказать матери, что она «башмаков еще не износила» и так далее.»
Паратов — человек, крепко промотавшийся, но в то же время Барин, уважаемый в городе,  завидя которого, цыгане кричат и бегут встречать с песнями. Так или иначе он твёрдо будет стоять на ногах — «я, ведь, еду, еду, не свищу, а наеду — не спущу».

Михалков сыграл его в фильме хрестоматийно. Перебить сей актёрский эффект трудновыполнимо.

И здесь снова режиссёрская находка — интеллигентнейший Илья Любимов.
Нежный, красивый, очень тонкий, ни капли не барин, не бывалый мужчина, прожигающий глазами молоденькую девушку. 

Странно, но в этой версии искренне веришь, что утончённый Паратов влюблён в Ларису. Вот в такую громкую, «взбрыкивающую», подчас нетерпимую. Именно влюблён, а не хочет просто соблазнить из-за красоты и юности.

Кроме линии Лариса — Паратов, есть не менее важные Лариса — Вася, Лариса — Мокий Парменыч Кнуров, Лариса — Карандышев.
Особенно интересен Карандышев в исполнении Евгения Цыганова.
С Цыгановым сложно, потому что в последнее время фильмы с его участием — один образ, одно амплуа («Оттепель», «8», «Райские кущи». А именно — цинично-равнодушный мужчина лет к 40, редко удивляющийся чему-либо, как будто абстрагировавшийся от внешнего мира. В спектакле происходит волшебство.
Цыганов — самый харизматичный актер (из сильнейших Фоменковских артистов!), лёгкий, стильный, танцующий.

Его игра искрится, как шампанское.

Карандышев суетится, не видя, как тщетны и смешны его усилия.
Весь город знает, кто избранник Ларисы, и смеется над ней, однако лишь перед Паратовым девушка старается сохранить лицо:

«Паратов: позвольте узнать: ваш будущий супруг, конечно, обладает многими достоинствами? 

Лариса. Нет, одним только. 

Паратов. Немного. 

Лариса. Зато дорогим. 

Паратов. А именно? 

Лариса. Он любит меня.»

 Опять же, пьеса Островского так построена, что неважно — старая инсценировка, экранизация 30-х годов, постановка Рязанова или современный спектакль, ЛАРИСУ ЖАЛЕЕШЬ ВСЕГДА. От нее всем что-то нужно : матери, чтоб жениха богатого нашла, женихам — покрасоваться друг перед другом, показать, кто в доме хозяин. В свой же черед, все от нее отступаются, даже Вася, друг детства, и тот предаёт.
«Лариса: Вася, мы с тобой с детства знакомы, почти родные; что мне делать — научи! 

Вожеватов. Лариса Дмитриевна, уважаю я вас и рад бы… я ничего не могу. Верьте моему слову! 

Лариса. Да я ничего и не требую от тебя; я прошу только пожалеть меня. Ну, хоть поплачь со мной вместе! 

Вожеватов. Не могу, ничего не могу. 

Лариса. И у тебя тоже цепи? 

Вожеватов. Кандалы, Лариса Дмитриевна. 

Лариса. Какие? 

Вожеватов. Честное купеческое слово. (Отходит в кофейную.)»
Убийство Ларисы. 

Имя «Лариса» от латинского «чайка».

Сложно обойтись без параллели — Лариса в исполнении Гузеевой — чайка, скользящая по глади стекла каюты, как по воде. Трепетная девушка, посылающая прощальный взгляд все еще любимому ею Паратову.
Лариса Агуреевой — чайка сильная и гордая, наконец-то обретает свободу от тех, кто сковывал и оплетал своей паутиной.

«Это я сама… Никто не виноват, никто… Это я сама. 

За сценой цыгане запевают песню. 

Паратов. Велите замолчать! Велите замолчать! 

Лариса (постепенно слабеющим голосом). Нет, нет, зачем… Пусть веселятся, кому весело… Я не хочу мешать никому! Живите, живите все! Вам надо жить, а мне надо… умереть… Я ни на кого не жалуюсь, ни на кого не обижаюсь… вы все хорошие люди… я вас всех… всех люблю. (Посылает поцелуй.)»

На миру, как говорят, и смерть красна. Тоненькая, как веточка, и большеглазая Агуреева падает, а зритель и сочувствует так рано оборвавшейся жизни, и восхищается благородством и мудростью ее.

Артисты сделали не просто запоминающийся спектакль, коих, кстати, немало.
Они сотворили СОБЫТИЕ или ЯВЛЕНИЕ.

Пьесу надо читать, а любимых актеров смотреть в театре.