Навигация
2017 год для Габриэля Гарсиа Маркеса юбилейный — 90-летие со дня рождения, 50-летие публикации романа «100 лет одиночества», 35-летие вручения ему Нобелевской премии по литературе и 60-летие первого приезда в Москву.
Далеко не все почитатели творчества нобелевского лауреата знают о его зарисовках об СССР образца 1957 года. Тогда начинающий латиноамериканский журналист Гарсиа Маркес освещал Московский всемирный фестиваль молодежи и студентов как корреспондент одного венесуэльского издания. Очерк «22 400 000 квадратных километров без единой рекламы «Кока-Колы» в советское время не публиковался. Да и позднее широкой известности не получил, поскольку ранняя проза Маркеса у нас до сих пор малоизвестна.
Маркес – один из ярчайших представителей так называемого магического реализма. Его роман «Сто лет одиночества» – идеальный образец и хрестоматийный пример этого жанра. А еще были «Полковнику никто не пишет», «Осень патриарха», «Любовь во время чумы».
В октябре 1982 года Маркес получил Нобелевскую премию – как отметил комитет, «за тексты, где фантазия и реальность, совмещаясь, отражают жизнь и конфликты целого континента».
На вручении премии он произнес речь «Одиночество Латинской Америки». На самом же деле проза мастера оказалась близка читателям всего мира и во многом определила тенденции современного литературного процесса.
Роман «Сто лет одиночества», по словам известного перуанского прозаика и нобелевского лауреата Марио Варгаса Льосы, вызвал «литературное землетрясение». Первые тиражи расходились за считаные недели. Его почти сразу перевели на основные европейские языки. Произведение было признано шедевром латиноамериканской прозы, положившим начало направлению под названием «магический реализм».
Тут следовало бы сделать маленькую поправку — уже был написан «Нос» и знаменитые «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Элементы магического реализма мы можем найти и у Достоевского, но ярче всего они присутствуют в творчестве Михаила Булгакова.
Совпадение во времени публикаций в СССР двух великих романов ХХ века не случайно. 1970 год, когда в журнале «Иностранная литература» появились «Сто лет одиночества», и 1967, в «Москве» — «Мастер и Маргарита», стали рождением «культовой литературы», паролем для нескольких поколений россиян.
Гарсиа Маркес сам предостерегал: «Мне всегда хотелось, чтобы эта книга имела скорее поэтическую ценность, чем повествовательную»… Завораживающий и надрывный роман, и читался как поэма — на одном дыхании.
Этот роман нужно искать не в книжных магазинах, а только в библиотеках, в великолепном переводе Нины Бутыриной и Валерия Столбова, который стал стилистическим откровением для русской литературы.
О романах Маркеса писали и будут писать тысячи и тысячи статей и книг, но читатели будут читать только то, что написал он сам.
Приглашаем читателей познакомиться с творчеством колумбийского писателя Габриэля Гарсия Маркеса. В фонде нашей библиотеки вы можете найти романы и повести, рассказы, прощальное письмо писателя, текст Нобелевской лекции, интервью, а также материалы о его жизни и творчестве.
Для тех, кто не любит читать, а предпочитает смотреть.
В Саровском драматическом театре по рассказам Гарсиа Маркеса идет спектакль «Сбитый дождем», а 6 марта на канале «Культура» юбилейной дате была посвящена программа «Наблюдатель» — «Габриэль Гарсиа Маркес. Жить, чтобы рассказывать о жизни». О творчестве писателя говорят гости в студии: режиссер Михаил Левитин, историк Мигель Паласио, литературовед, писатель, заместитель директора ИМЛИ РАН Андрей Кофман и писатель, переводчик Михаил Мишин.