Навигация
Сборник «Чистенькая жизнь. Молодая женская проза» лет 20 назад был очень популярен и пользовался большим спросом у наших читателей.
Вышел он в издательстве «Молодая гвардия» в 1990 году.
В те времена, такие сборники стали неким откровением, ведь о личной жизни, о душевных переживаниях, не связанных с социальной жизнью женщины, было не принято говорить. Женщина была соратником, сотрудником, и не имела право быть слабой, сомневающейся, неуверенной.
Ветры перемен запустили в печать новую женскую прозу, которая показала «чистенькую» жизнь со всеми ее противоречиями и парадоксами.
Сборник объединил прозу известных и не очень писательниц, разную по мироощущению и стилю. Но все эти произведения связывает то, что авторы размышляют о самых насущных женских проблемах: семья, дети, родители, неустроенность личной жизни, взлеты и падения, сомнения, страхи, поиск своего «я».
Имена авторов, представленных в сборнике: Ирины Полянской, Светланы Василенко, Людмилы Петрушевской, Татьяны Толстой, Нины Горлановой – сегодня известны широкому кругу читателей.
В книге немало откровенного и резкого, жесткого и спорного. Что важно в жизни? О чем женщина не может не говорить?
Темы рассказов — любовь, семейное счастье, взаимопонимание. Героини рассказов Раисы Мустонен и Ларисы Таракановой живут без любви. Они верят в светлое будущее и поэтому почти не живут в своем настоящем: мечта о принце заслоняет тех, кто близко.
Другая важная тема сборника – материнство. Но и оно не дает солидности или чувства достоинства. Наоборот, женщинам приходится жить в постоянной неуверенности. Как героине рассказа Валентины Соловьевой «У всех дети как дети». Уставшая одинокая женщина все свои несчастья, горести вымещает на восьмилетней дочери, превращая и свою, и ее жизнь в мрачную карусель.
Надо сказать, что современная женская проза стала заметна в конце 1980-начале 1990-х годов. Сборник «Чистенькая жизнь», наравне с другими сборниками женской прозы «Новые амазонки», «Женская логика», «Непомнящая зла» стали свидетельством, что «Великая немая заговорила». Под Великой немой подразумевали женщину, молчавшую тысячелетия. Выход первого сборника, который старались не замечать в России, вызвал огромный резонанс на Западе.
В то время, еще не знали о феминизме, его боялись больше, чем идей антикоммунизма. И основную задачу группа писательниц выполнила: «Нашу прозу признали. Признали, что женщины-писатели могут писать не хуже, а может быть, даже в чем-то лучше, чем мужчины».
И в наши дни женская проза особое явление в современной российской литературе. Женская тема, трансформируясь под влиянием времени, обстоятельств, развивается, меняется, но проблемы остаются неизменными — дети, семья, любовь, понимание.
В 2012 году в свет вышел сборник «14. Женская проза «нулевых». Составитель сборника Захар Прилепин, который пишет в предисловии: «Мне всего лишь хотелось найти хорошие, знаковые вещи, написанные теми авторами, что начали публиковаться и обрели известность в «нулевые» годы. Имена этих женщин на слуху: Ксения Букша, Майя Кучерская, Анна Козлова, Анна Андронова, Полина Клюкина и другие.
В представленной антологии целая галерея женских одиночеств. Даже циничная героиня рассказа Анны Козловой «Однажды в Америке» плачет не по большой и чистой любви, а по мужу, по детям, по домашнему очагу. Голоса сливаются в один длинный диалог о нелегкой женской доле, одиночестве.
Сильны образы девочек в рассказах Ирины Богатыревой «Возвращение в Итаку» и Анастасии Ермаковой «Недальнее плавание». В памяти дочерей образ неуловимого, но любящего отца, постепенно растворяется, а сам отец со временем уходит жить к другой тете, заводит других, теперь более любимых детей. Девочки вырастают, взрослеют, становятся самостоятельными, но внутри себя навсегда остаются этими самыми девочками, ищущими папиной заботы.
Собранные вместе под одной обложкой, эти рассказы позволяют понять, какой он, этот мир женщин «нулевых». Недобрый, жестокий, трудный? Возможно. Но это действительно женский мир и здесь нет места мужчинам. Они присутствуют в некоторых рассказах, но отсутствуют в мире, созданном женщиной. Это мир, где очень много чувств и совсем мало рационального.
«Мир, описанный в этой книге, движим женщиной. Женщина здесь живет изо всех сил и не сдается до последней минуты. Она сама может выбрать, быть ей счастливой или несчастной, — она может все!»