Навигация
В Петербурге прошел Х Международный книжный салон.
Основные темы – 70-летие Победы и Год литературы в России. Традиционно в мероприятии принимали участие официальные лица, издатели, владельцы книготорговых сетей, российские и иностранные эксперты, писатели, представители общественных фондов и библиотечного дела, образовательного сектора, а также деятели культуры и искусства.
Всего же в рамках Х Санкт-Петербургского книжного салона состоялось более 200 официальных мероприятий, в том числе 23 круглых стола, около 70 встреч авторов с читателями, десятки презентаций книжных новинок, научные дискуссии, мастер-классы, фотовыставки, интерактивные игры, открытые уроки литературы и т.д.
Каждый день этого литературного праздника имел свою тему:
21 мая — День 70-летия Великой Победы, 22 — День года литературы в Российской Федерации, 23 — День детского и семейного чтения, 24 мая — День славянской письменности и культуры.
Кроме того, на Международном книжном салоне состоялись церемонии вручения нескольких литературных наград. Своих победителей чествовала учреждённая в 2003 году международная премия имени Н.В. Гоголя:
— в номинации «Шинель» за лучшее произведение в прозе был отмечен Даниэль Орлов с романом «Саша слышит самолёты»,
— в номинации «Вий» за лучшее произведение в жанре фантастики награду получил роман «Столкновение с бабочкой» Юрия Арабова,
— в категории «Портрет» победу одержал Валерий Попов с книгой «Зощенко» из серии «Жизнь замечательных людей».
По итогам открытого литературного конкурса проекта «Неизвестный Петербург» победителями стали 6 петербургских авторов, ещё 25 человек получили звания лауреатов.
На подведении итогов новой премии «Книжный червь» награды были вручены 3 победителям из 9 номинантов: писательнице, редактору журнала «Художник и писатель» Лидии Кудрявцевой, литературоведу Елене Шубиной и мастеру живописи, станковой и книжной графики Олегу Яхнину.
Также подвела итоги шестого сезона премия «Рукопись года», традиционно отмечающая неопубликованные произведения начинающих авторов.
При полных залах прошли «Открытые уроки литературы», организованные для учащихся и преподавателей школ Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Специально для детей работала площадка «Наш книжный сад» – интерактивное пространство для чтения, обучения и творчества.
Международный книжный салон — крупнейшее мероприятие Санкт-Петербурга, где встречаются Книга и Читатель.
Стенд издательства Европейского университета: Научная литература по истории, социологии, политологии, философии, истории искусств, антропологии, литературоведению, культурологии. Издательская программа отражает актуальные тенденции в современной гуманитарной мысли, работает в междисциплинарном пространстве, где взаимодействие разных направлений социально-гуманитарной науки ведет к рождению новаторских идей и расширению интеллектуального поля.
Европейский университет в Санкт-Петербурге с 2012 года издает серию книг под общим названием «AVANT—GARDE». Руководит серией знаток и поклонник русского авангарда Андрей Россомахин. Каждое издание, состоящее из сборника статей и комментариев к репринтному изданию авангардной книжки, отличает высокий уровень научной подготовки и художественного оформления, замечательное качество печати.
В 2015 году издательство Европейского университета выпустило том «Флейта-позвоночник Владимира Маяковского: Комментированное издание. Статьи. Факсимиле», подготовленный А. Сергеевой-Клятис и А. Россомахиным.
Один из ранних шедевров Владимира Маяковского — поэма «Флейта-позвоночник» — впервые вышла в свет в феврале 1916 года с большими цензурными изъятиями. Однако даже в искаженном виде она произвела сильное впечатление на современников благодаря предельной эмоциональной напряженности и исповедальности лирического сюжета. Знаменитая поэма Маяковского разобрана на цитаты в русской культуре, но толком не прочитана современниками, т.к. первые издания выходили с чудовищными цензурными изъятиями.
В этом издании авторами комментариев чуть ли не впервые в науке о Маяковском продемонстрирован важнейший для понимания поэмы интертекст – новелла Гофмана «Песочный человек», повесть Александра Чаянова «История парикмахерской куклы, или Последняя любовь московского архитектора М.».
В томе также републикуются редкие материалы – тифлисская рецензия А. Крученых на поэму, мнение о ней украинских футуристов Г. Шкурупия и М. Семенко, рукописное издание книги, сделанное совместно Маяковским и Лилей Брик в 1919 г. Обширный иллюстративный ряд призван выполнить роль параллельного визуального комментария, чья задача — облегчить читателю проникновение в эпоху и передать ее подлинную атмосферу.
Анна Сергеева-Клятис – док. филол. наук, ст. науч. сотрудник каф. литературно-художественной критики
и публицистики ф-та журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, автор книг о Пастернаке, Батюшкове, Бродском.
Андрей Россомахин – литературовед, искусствовед, исследователь авангарда, инициатор историко-искусствоведческого проекта «Россия как Медведь», автор книг о Хлебникове, Хармсе, Заболоцком.
Содержание:
[Книга I]. Владимир Маяковский. Поэма «Флейта-позвоночник» (Факсимильное издание 1916 года);
[Книга II]. Анна Сергеева-Клятис, Андрей Россомахин. «Флейта-позвоночник»: комментарий;
Андрей Россомахин. Архитектор, ботаник и антрополог: скрытая рецепция «Флейты» в книге А. В. Чаянова;
Анна Сергеева-Клятис. «Флейта-позвоночник»: проблемы интерпретации;
Факсимильные приложения:
Фрагмент «Флейты» из альманаха «ВЗЯЛ» (Петроград, декабрь 1915);
Алексей Кручёных. Любовное приключение Маяковского (Рецензия из журнала «Куранты» (Тифлис, 1918);
Гео Шкурупий, Михайль Семенко. Невиданный поединок (Мистификация из альманаха «Семафор в будущее» (Киев, 1922);
«Флейта позвоночника»: рукописный экземпляр поэмы, созданный В. Маяковским и Л. Брик в 1919 году.
«В общем, почитайте хорошие старые книжки и хорошие их современные исследования с комментариями» (Никита Елисеев).
С книгой «Флейта-позвоночник Владимира Маяковского: Комментирован-ное издание. Статьи. Факсимиле» можно будет познакомиться в Музее Редкой книги.