Навигация
Музыкант играл на скрипке – я в глаза ему глядел.
Я не то чтоб любопытствовал – я по небу летел.
Я не то чтобы от скуки – я надеялся понять,
Как умеют эти руки эти звуки извлекать…
Эти стихи Булат Окуджава посвятил своему другу – композитору Исааку Шварцу, хотя тот никогда не играл на скрипке. Зато с удовольствием играл на рояле.
В творческой копилке композитора была серьезная симфоническая музыка, балеты, музыка к драматическим спектаклям. Но прославился И. Шварц именно благодаря своей музыке и песням к любимым нами, зрителями, фильмам.
«Белое солнце пустыни», «Звезда пленительного счастья», «Соломенная шляпка», «Мелодии белой ночи», «Сто дней после детства», «Станционный смотритель», «Эта женщина в окне» и многие другие… Шварцевские мелодии, звучащие в них, корнями вросли в киноленты – изъять их можно только вместе с кадром.
В этом смогли убедиться постоянные зрители Клуба интеллектуальных встреч педагогов, находящихся на заслуженном отдыхе. 17 апреля в Зале искусств ЦГБ им. В. Маяковского на очередной встрече Клуба в рамках проекта «Территория кино» в цикле «Душа фильма» вспоминали композитора, который явился настоящим символом рыцарского служения искусству, визитной карточкой отечественного кинематографа.
Такой трогательной и пронзительной, такой щемящей и нежной, и в то же время драматической музыки больше нет. Бог одарил Исаака Шварца талантом слышать высшие мелодии и выражать их языком ясным и доступным, языком музыки. «Я прирожденный композитор кино», — говорил он о себе.
Зрители с удовольствием вспомнили замечательные киноленты. Фильмы разные, но их объединяет пленительная в своем мелодизме музыка Шварца. Кинематограф подарил Шварцу возможность общения с замечательными мастерами. Он работал с А. Куросавой, В. Мотылем, С. Соловьевым, И. Пырьевым, М. Швейцером, А. Германом, Н. Губенко и многими другими выдающимися режиссерами. Его песни в кино исполняли А. Миронов, О. Даль, Н. Михалков, И. Муравьева, Е. Камбурова и др.