Навигация
Художник и мудрец! О, Моцарт беспримерный…
27 января 2011 года исполнилось 255 лет со дня рождения Вольфганга Амадея Моцарта. Этой знаменательной дате был посвящен музыкально-литературный вечер, который прошел в Зале искусств библиотеки имени В. Маяковского с участием музыкантов города: Дрозденко Б., Золотовской Л., Ляминой Е., Шутовой Е., Колповской Н., Кузнецова Л., Бондаренко А. В их исполнении прозвучали: Соната № 17; Анданте кантабиле си бемоль мажор из дуэта для скрипки и альта; Фантазия до минор; Мотет «Exsultdte jubiliate»; Фантазия ре минор.
Сценарий вечера был подготовлен сотрудниками библиотеки – заведующей Отделом литературы по искусству Гуниной Л и заведующей Отделом нотно-музыкальной литературы Граховой О.
Человеку начала 21 века при упоминании о Моцарте чаще всего вспоминаются две вещи: во-первых — его убил Сальери, и, во-вторых, он написал потрясающие мелодии для мобильных телефонов. Кое-кто, возможно, вспомнит еще фильм «Сибирский цирюльник», где сержант О’Лири, по кличке «Бешеный пес», был-таки вынужден признать, что «Моцарт — великий композитор».
Имя Моцарта – легенда в истории музыкального искусства, символ Музыки. Нет композитора, который на протяжении веков не вызывал бы такой восторг и восхищение, смешанное с удивлением и любопытством: слишком велика тайна этого непостижимого гения.
Его творчество не менее таинственно, чем короткая и полная приключений жизнь. Невозможно представить, как успел он столько создать. Лишь под диктовку свыше можно было написать эти брызжущие энергией и юмором оперы, способные целиком заполнить репертуар театра, более сорока симфоний, множество инструментальных ансамблей, сонат, концертов… Божественная музыка словно лилась сама собою из-под пера, он творил легко, без усилий, часто не успевая занести на бумагу все изобилие мыслей, теснившихся в его воображении.
Ты, Моцарт опоясал время,
Любви творенья с музыкою свил,
Свалилось на душу Господне бремя
И нет на свете сказочней мерил.
Как хорошо, что нет твоей могилы,
Ведь ты для нас живее всех живых,
Тебя любовью муза озарила,
А ведь любовь лишь только для двоих…
255 лет назад Зальцбург был столицей маленького церковного княжества. На карте тогдашней Европы оно выглядело совсем крошечным. Славился Зальцбург не только церквями и соборами. В Австрии говорили: «Разве это город? Это настоящая музыкальная шкатулка!». И в самом деле, в Зальцбурге каждый второй житель танцевал, каждый третий – пел, а каждый четвёртый – обязательно играл на каком – то инструменте.
Что ж удивительного, что именно в этой «музыкальной шкатулке» 27 января 1756 года родился Вольфганг Амадей Моцарт. Судьба, лениво
листающая страницы зальцбургской жизни, вдруг остановилась и, сказав “ах!”, нежно коснулась рукой колыбели новорожденного: “Знаменитый музыкальный городок будет иметь своего знаменитого композитора!”
Его отец, Леопольд Моцарт, был одаренным музыкантом. Он самостоятельно выучился музыке и, благодаря своим талантам, дослужился до придворного капельмейстера при дворе архиепископа.
Из семерых детей Анны-Марии и Леопольда Моцартов пятеро умерли в младенчестве, выжили только Вольфганг и его старшая сестра Мария-Анна, которую в семье называли Наннерль.
Заметив несомненные признаки музыкальной одаренности шестилетней дочери, отец взялся заниматься с ней на клавире. И эти занятия страшно заинтересовали трехлетнего Вольфганга. Он усаживался у клавира и целыми часами с упоением подбирал терции, приходя в восторг, если ему удавалось найти верные созвучия.
Когда ему исполнилось 4 года, Леопольд, как бы играя, начал разучивать с ним небольшие пьесы. Вскоре мальчик начал сочинять сам, а поскольку писать он еще не умел и тем более не знал нотной грамоты, он проигрывал их отцу и просил записать.
Леопольд Моцарт считал своей миссией познакомить мир со своими необыкновенными детьми, и в январе 1762 года началось триумфальное путешествие длиною в десять лет. Вольфганг, Наннерль и Леопольд объехали всю Европу: они побывали в Мюнхене Вене, Париже, Лондоне, Гааге, Цюрихе, Неаполе.
Восторженные приемы во дворцах, в великосветских салонах, покровительство знати, общение с выдающимися людьми искусства и науки, шквал оваций, похвал и подарков — все это придает детским путешествиям Моцарта по Европе сказочно-феерический характер. Но на самом деле это был тяжкий, зачастую просто непосильный для маленького ребенка труд.
Как импресарио своих детей Леопольд не успокаивался на достигнутом. Он включал в очередные концертные программы ряд испытаний для диковинных способностей маленького Вольфганга: игру на клавесине одним пальцем или с завязанными глазами, игру вслепую — на закрытой платком клавиатуре, номера с разгадкой нот, которые издают часы с боем, колокольчики или рюмки.
Рассказы о поразительной музыкальной памяти Моцарта изумляют все поколения. Например, история том, как, приехав в Рим перед Пасхой, он услышал в Сикстинской капелле знаменитое песнопение «Мизерере» композитора Аллегри, которое разрешалось исполнять только в Риме и только в Сикстинской капелле. 14-летний Моцарт пришел домой и записал по памяти всю партитуру, не сделав ни одной, даже самой маленькой ошибки.
Огромный успех маленькие Моцарты имели и в Париже, особенно Вольфганг. Мельхиор Гримм, австрийский посланник в Париже, писал:
«Это феномен столь необычайный, что, глядя и слушая его, не веришь глазам и ушам своим. Он не только исполняет с безупречной чистотой труднейшие пьесы своими ручонками, едва могущими взять сексту, но еще — и это всего невероятнее — импровизирует целыми часами, повинуясь влечению своего гения… Я боюсь, что у меня голова закружится, если я еще буду его слушать… Я теперь понимаю, что можно сойти с ума от созерцания чуда».
В 1770 году Болонская Академия избрала Моцарта своим членом, оказав 14-летнему мальчику честь, которой удостаивались лишь самые выдающиеся композиторы.
Музыка Моцарта говорит о том, что угрюмым гением он никогда не был. Самая глубокая печаль в его сочинениях так светла, что он неизменно представятся нам человеком, наделенным необъяснимым, но заразительным оптимизмом. Так было и в юные годы – в его раннем камерном творчестве. Но и в конце его безумно короткой жизни музыку переполняет предощущение гармонии и счастья, будто бы совершенно безотносительно чудовищно неблагодарной судьбы, слабого здоровья, всех материальных трудностей.
Юность Моцарта кончилась и началась другая, не похожая на сказку взрослая жизнь, когда он последний раз попрощался с Зальцбургом и навсегда уехал в Вену.
С Моцартом мы уезжаем из Зальцбурга.
Бричка вместительна. Лошади в масть.
Жизнь моя, как перезрелое яблоко,
Тянется к теплой землице припасть.
Ну а попутчик мой, этот молоденький,
Радостных слез не стирает с лица.
Что ему думать про век свой коротенький?
Он лишь про музыку, чтоб до конца.
Времени нету на долгие проводы…
Да неужели уже не нужны
Слезы, что были недаром ведь пролиты,
Крылья, что были не зря ведь даны?!
Ну а попутчик мой ручкою нервною
Машет и машет фортуне своей,
Нотку одну лишь нащупает верную –
И заливается, как соловей….
Б. Окуджава
«Музыка – это голос нашего сердца» — сказал когда-то сам Моцарт. К сожалению, чем смелее и глубже звучал голос его сердца, тем меньше понимали его современники. В Вене Моцарт нашёл друзей и, увы, нашёл и многочисленных врагов, завидовавших гениальности и потрясающей работоспособности композитора. Девять лет проведённых Моцартом в Вене были годами величайшего взлёта его гения.
Ромен Роллан пишет: « Моцарт – исключительно музыкант. В нем мало следов чисто литературного воспитания, в особенности литературных интересов, – не то, что у Бетховена, который сам себя образовал – и притом превосходно. Про Моцарта нельзя даже сказать, что он был прежде всего музыкант. Он только музыкант».
Это подтверждают и строки из письма композитора: « Я не могу выражать своих чувств и мыслей в стихах или красках, так я не поэт и не художник. Но я могу это делать с помощью звуков, потому что я музыкант».
Заслуги Моцарта в области музыкальной драмы следующие: 21 опера, три сочинения для театра и один балет под названием «Безделушки».
Среди опер самыми популярными стали «Похищение из сераля», «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Волшебная флейта».
Бетховен среди всех моцартовских опер особенно выделял «Волшебную флейту». Гёте сравнивал ее со второй частью своего «Фауста» и сделал попытку написать литературное продолжение оперного либретто.
А знаменитый Гегель в своей «Эстетике» писал: «Царство Света и Королева Ночи, мистерии, посвящения, мудрость, любовь, испытания и притом некие общие места морали, которые великолепны в своей обыкновенности, — все это при глубине, чарующей сердечности и душевности музыки расширяет и наполняет фантазию и согревает сердце».
Единственное, что смогло отвлечь Моцарта от увлекательной работы над «Волшебной флейтой», был таинственный анонимный заказ на создание «Реквиема». Не только большая загруженность оперой, но отчасти и какое-то дурное предчувствие мешали композитору взяться за работу. И это предчувствие оправдалось. В начале зимы 1791 года Моцарт скоропостижно скончался, не дописав последней, седьмой части своего Реквиема – самого впечатляющего и проникновенного хорального произведения эпохи классицизма.
Душа изныла от чужого горя,
И сердце от чужой души болит:
Под темным сводом Домского собора
Торжественная музыка звучит.
Смешались боли, были и легенды,
И потянуло холодом от плит,
Когда гремело грозное крещендо
И замирало, уходя в зенит.
Неудержимой бурею эмоций
Гудят и задыхаются басы,
И в каждом звуке оживает Моцарт,
Хоть сочтены его часы.
Тревога, нежность, вдохновенья взлеты
Оставили следы в его судьбе,
И понял он уже в разгар работы,
Что сочиняет “Реквием” себе.
Гусиное перо из рук упало,
А музыка живет и тем сильна,
Что не печалью, а тревогой стала
И жизнью вдохновенною полна.
Сергей Граховский
Злые языки утверждают, что Черный Человек, заказавший ему это произведение — вымысел вдовы Моцарта в романтическом духе того времени. А ведь еще летом 1792 года выяснилось, что заказ этот сделал овдовевший аристократ, граф Вальзет-Штуппах. Но память о Черном Человеке оказалась долговечнее, чем о графе и его потере. Как и память о Моцарте.
Одним из самых безутешных современников оказался Антонио Сальери. Он часто вслух и при множестве свидетелей винил в смерти Моцарта себя.
Ведь он был одним из немногих в Вене, кто в полной мере мог оценить дарование младшего своего современника. И что сделал? Ничего! А под каким предлогом? Он, видите ли, оберегал Моцарта от конфликтов со знатью! Или оберегал знать от насмешек Моцарта? А гения нет! И больше уже не будет никогда! В чем же тогда смысл существования его, Сальери, – учителя, музыканта, если он не уберег, не взлелеял, не сохранил? Вот это-то и не давало ему покоя до самой смерти.
Хотя кого он уберег и взлелеял? Может быть, Бетховена? Увы, и бессемейный Бетховен, и окруженный почти безразличными к нему домочадцами Моцарт в полной мере оплатили печать «божественного прикосновения».
Величайшей в мире радостью творчества.
Величайшей в мире печалью одиночества.
«О, Моцарт! Божественный Моцарт! Как мало надо тебя знать, чтоб боготворить! Ты — вечная истина! Ты — совершенная красота! Ты — бесконечная прелесть! Ты — наиболее глубокий и всегда ясный! Ты — зрелый муж и невинный ребенок! Ты, — который все испытал и выразил в музыке
27 января 2011 года исполнилось 255 лет со дня рождения Вольфганга Амадея Моцарта. Этой знаменательной дате был посвящен музыкально-литературный вечер, который прошел в Зале искусств библиотеки имени В. Маяковского с участием музыкантов города: Дрозденко Б., Золотовской Л., Ляминой Е., Шутовой Е., Колповской Н., Кузнецова Л., Бондаренко А. В их исполнении прозвучали: Соната № 17; Анданте кантабиле си бемоль мажор из дуэта для скрипки и альта; Фантазия до минор; Мотет «Exsultdte jubiliate»; Фантазия ре минор.
Сценарий вечера был подготовлен сотрудниками библиотеки – заведующей Отделом литературы по искусству Гуниной Л и заведующей Отделом нотно-музыкальной литературы Граховой О.
Шарль Гуно