Навигация
17 мая в ЦГБ им. В. Маяковского открылся Музей книги. Горожанам предоставляется возможность познакомиться с редкими изданиями из фонда библиотеки: дореволюционными и современными, тематическими коллекциями, которые находятся сегодня на особом учете и составляют гордость библиотеки, периодикой.
К открытию Музея приурочена книжно-иллюстративная выставка «Огонек: прошлое и настоящее», посвященная одному из старейших российских периодических изданий. Библиотека выписывает «Огонек» с 1947 года и по настоящее время.
На выставке экспонируются отдельные номера журнала за 1947, 1948, 1950-е и последние годы, фотоматериалы, приложение к журналу — серия «Библиотека «Огонек»: собрания сочинений отечественных и зарубежных авторов, художественные и публицистические брошюры. Также на выставке представлены: перечень издательских проектов, статистика о тиражах и распространении журнала.
Немного из истории журнала.
Первый номер «Огонька» вышел в свет 9 декабря (21-го по новому стилю) 1899 года как еженедельное иллюстрированное литературно‑художественное приложение к газете «Биржевые ведомости» издателя С. Проппера. В 1918 году выпуск журнала прекратился и был возобновлен Михаилом Кольцовым в 1923 году. До 1940 года выходило 36 номеров в год, с 1940 года — еженедельно. В 1925—1991 гг. выходили художественные и публицистические брошюры в серии «Библиотека «Огонек».
В советское время журнал выпускался издательством «Правда», в котором с 1946 года также выходила «Библиотека «Огонька». В 1990 году учредителем журнала стал коллектив «Огонька» во главе с Владимиром Вигилянским и Виталием Коротичем (главным редактором). В последующие годы журнал был акционирован и неоднократно менял владельцев.
В 2009 году журнал испытывал трудности в связи с убыточностью и некоторое время не выходил.
2009 года «Огонёк» куплен издательским домом «Коммерсантъ». Новое издательство начинает возрождать «Огонёк», и с сентября журнал выходит в своём классическом «увеличенном» формате.
Среди главных редакторов журнала: издатель С. Проппер (дореволюционный период), М. Кольцов, А. Сурков, А. Софронов, В. Коротич, В. Лошак. Именно в годы их руководства журнал был на пике своих творческих замыслов, помогая читателям переосмыслить, по-новому понять все то, что происходило в истории страны. С 2012 года возглавляет редакцию журнала С. Агафонов.
Журнал «Огонек» — универсальный, один из читаемых в России, ориентирован на широкую читательскую аудиторию. Его страницы посвящены острым, злободневным процессам, памятным датам и событиям в жизни страны, известным персонам. Журнал дает оценку различным явлениям, происходящим в политике, истории, науке, культуре. Он полемичен и публицистичен.
У «Огонька» свои особенности: портрет известного человека на обложке, присутствие в каждом номере рассказов, стихов, репортажей, кроссвордов. А также — щедрый иллюстративный ряд (фотографии, рисунки, карикатуры), и, безусловно, прекрасный литературный язык.
Разнообразна литературная страничка «Огонька». Со времени его возобновления в журнале публиковались И. Эренбург, М. Зощенко, К. Федин, П. Бажов, Т. Тэсс, Б. Окуджава, Ф. Кнорре, Э. Радзинский и многие другие. Сегодня среди постоянных авторов журнала Д. Быков, Д. Гуцко, З. Прилепин, Н. Радулова, известные российские ученые, деятели культуры, журналисты.
Отдельные номера журналов были посвящены А. Пушкину, Л. Толстому, В. Маяковскому и проиллюстрированы уникальными материалами и фотодокументами.
С 1987 г. «Огонек» начинает публиковать поэтическую антологию «Русская муза 20-го века», которую предложил журналу Е. Евтушенко. Как пишет поэт «…у меня возникла мысль при помощи одного из самых массовых наших журналов протянуть ариаднину нить в лабиринте словесности, напомнив читателям о тех поэтических сокровищах, которыми мы обладаем и которые могут быть художественным ориентиром в оценке современной поэзии». Составитель антологии проявил при отборе имен и произведений свои личные пристрастия, но благодаря этому мы с удовольствием читали стихи замечательных поэтов России. Среди них: И. Анненский, Ф. Сологуб, Д. Мережковский, З. Гиппиус, К. Вагинов, А. Амфитеатров, М. Кузьмин, В. Пяст, Т. Бек, Ника Турбина и другие.
Позднее в журнале «Огонек» появляется еще одна, не менее интересная литературная рубрика, которую вел Бенедикт Сарнов, — «Русская проза. 20 век. Из запасников». Именно в ней читателю были предложены отрывки из «Уединенного» (1912 г.) и «Опавших листьев»(1913 г.) В. Розанова, представлены многие писатели русского зарубежья.
Любопытно рассматривать на страницах «Огонька» многочисленные фотографии (черно-белые, цветные), посвященные эпохальным событиям, людям труда, ударникам знаменитых пятилеток, советской молодежи. Как жили тогда, какими были? Листая «Огонек» прошлых лет, встречаешь имена людей, ставших впоследствии известными, знаменитыми.
Нельзя представить журнал без кроссвордов. «Крестословица» на русском языке впервые появилась в журнале «Огонек» в № 18 за 1929 год. Ее редакция назвала кроссвордом – «живой и полезной игрой» — и высказала надежду, что такая игра «окажется весьма интересной и для нашего читателя». Не ошиблась, кроссворды в этом журнале печатались даже в Великую Отечественную войну, и в настоящее время пользуются успехом у многочисленной аудитории.
Сегодня «Огонек» успешно продолжает свою более чем 110-летнюю историю, уделяя пристальное внимание российской жизни.
Полистайте журналы, особенно старые «Огоньки»! В них — время. В них – мы и наша страна.